Алкоголизм и умственная отсталость

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания -все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

40-60% детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психической деятельности ребенка, в том числе в эмоционально -волевой. Дети плохо оценивают ситуацию и не в состоянии изменить свое поведение исходя из ее особенностей. Многие из них не достаточно критичны к своему состоянию, эмоции их поверхностны, слишком внушаемы. Несмотря на то, что уровень развития психических функций при олигофрении находится в прямой зависимости от выраженности патологии, возможности социальной адаптации такого ребенка в значительной степени определяются условиями обучения и воспитания.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко. как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все лети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их. Но дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям. Последнее качество детерминируется, по мнению Л.И. Захарова повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка. блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними. Вместе с внутренним конфликтом и неблагоприятным стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособительные возможности детей, не дает им выразить себя, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенностью в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничтожения, неполноценности, неспособность быть собой среди других.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, ^напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возник но нению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Среди больных, принимающих спиртные напитки и страдающих алкоголизмом, много людей с заболеваниями психики. Очень распространена алкогольная зависимость у больных с депрессией, снимающих эмоциональное напряжение приемом спиртных напитков, у шизофреников, психопатов и людей с органическим поражением мозга. Не менее распространена алкогольная зависимость у людей с умственной отсталостью.

Что такое умственная отсталость

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется снижением интеллекта, а именно когнитивных ( познавательных), речевых, моторных (двигательных) и социальных способностей. Различают различные степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость. По старой, предыдущей классификации болезней – это дебилы, имбецилы и идиоты.

Кто в группе риска

Наиболее актуально и опасно употребление алкоголя дебилами, которые редко прибегают к кодированию от алкоголизма. Мы не затрагиваем проблему употребления алкоголя имбецилами и идиотами в силу незначительного зафиксированного количества этих случаев. Лица с легкой умственной отсталостью часто встречаются в обществе, иногда в социокультуральных условиях, не требующих продуктивности, умственная отсталость сама по себе может и не представлять проблемы.

Часто в силу различных причин, умственная отсталость не диагностируется. Тем не менее, у лиц с дебильностью часто обнаруживается эмоциональная и социальная незрелость, но в силу отсутствия критики к своему состоянию дебилы чрезвычайно общительны, не испытывают проблем при общении с другими людьми, за счет чего добиваются неплохого (а иногда достаточно высокого) положения в социуме.

В отличие от мнения многих обывателей, что люди с дебильностью являются ласковыми и безобидными существами, способными лишь на примитивный труд — это не так. При имеющихся у этих людей нарушений поведения и возникновении алкогольной зависимости, эти больные представляют значительную опасность для общества.

Алкогольная зависимость и переход от первой стадии алкоголизма ко второй у дебилов обычно развивается очень быстро. Они не задумываются о том, насколько вредно применение алкоголя, его употребление с самых первых эпизодов вызывает у них состояние удовольствия и желание повторить прием алкоголя. Многие из них имеют неблагоприятную наследственность по алкоголизму и другим психическим заболеваниям, что делает их более восприимчивыми к действию этого наркотика. У них быстро возрастает толерантность к алкоголю, большие дозы алкоголя усугубляют наличие проблем с интеллектом.

Пациенты, сочетающие умственную отсталость с алкоголизмом, часто попадают в поле зрения правоохранительных органов и судебных психиатров. В силу отсутствия критики и значительных нарушений поведения ими совершается большое количество различных преступлений, как насильственного характера, так и бессмысленных правонарушений.

Такие пациенты доставляют много проблем родственникам и окружающим. Лечение алкоголизма в Москве у таких больных затруднительно, так как в силу отсутствия критики они не понимают необходимости прекращения приема алкоголя и трезвого образа жизни. В случае значительных нарушений поведения и антисоциальных тенденций, можно рекомендовать госпитализацию в психиатрическую больницу по решению суда.

Дети алко- и наркозависимых родителей Алкоголизм и наркомания в наследство

Учитель-логопед МДОУ детский сад №54 Лицманенко Н.Н.

Ребенок не может сопротивляться роли среды, силу ограничения его биологических особенностей и зависимой социальной позиции. Поэтому среда формирует его радикально. А если к воспитанию в атмосфере постоянного наркотического или алкогольного пьянства добавить генетическую предрасположенность ребенка к развитию зависимости и врожденные физические и психические патологии, полученные в наследство, то, скорее всего, вырастит «достойный» продолжатель своего рода.

Алкоголизм оказывает мощное влияние на нисходящее поколение. Давно было замечено, что алкоголизм в 7 раз чаще встречается у выходцев из семей, где были зависимые среди родственников первой степени родства. Большинство детей, рожденных от больных алкоголизмом родителей, составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений.

Умственная отсталость характеризует, прежде всего, потомство больных алкоголизмом матерей, как результат внутриутробного действия алкоголя на плод (алкогольный синдром плода). У таких младенцев устойчивая задержка роста, задержка умственного развития, и внешние аномалии, такие как: маленькая голова, тонкая верхняя губа, низко посаженные уши, миндалевидные глаза и плоское пространство между верхней губой и носом.

Вообще врожденные дефекты — нарушения физического и психического характера — в полной своей мере встречаются у 5% детей, частичные его проявления встречаются у каждого 3-го ребенка. Это нарушения зависят от тяжести материнского алкоголизма и времени воздействия алкоголя, и могут вызывать следующие последствия: задержка общего развития, мышечная гипотония, дисфункции ЦНС с нарушением умственного развития, лицевые аномалии, косоглазие, аномалии суставов, пороки сердца. Алкоголизм является, по крайней мере, в 60% случаев, причиной умственной отсталости детей. Различные психические и поведенческие нарушения у таких детей встречаются чаще, чем у остальных. Диапазон психических нарушений колеблется от незначительных отклонений в поведении до признаков органического поражения мозга и умственной отсталости.

Ребенок не может сопротивляться роли среды, силу ограничения его биологических особенностей и зависимой социальной позиции. Поэтому среда формирует его радикально. А если к воспитанию в атмосфере постоянного наркотического или алкогольного пьянства добавить генетическую предрасположенность ребенка к развитию зависимости и врожденные физические и психические патологии, полученные в наследство, то, скорее всего, вырастит «достойный» продолжатель своего рода.

Алкоголизм оказывает мощное влияние на нисходящее поколение. Давно было замечено, что алкоголизм в 7 раз чаще встречается у выходцев из семей, где были зависимые среди родственников первой степени родства. Большинство детей, рожденных от больных алкоголизмом родителей, составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Умственная отсталость характеризует, прежде всего, потомство больных алкоголизмом матерей, как результат внутриутробного действия алкоголя на плод (алкогольный синдром плода). У таких младенцев устойчивая задержка роста, задержка умственного развития, и внешние аномалии, такие как: маленькая голова, тонкая верхняя губа, низко посаженные уши, миндалевидные глаза и плоское пространство между верхней губой и носом.

Вообще врожденные дефекты — нарушения физического и психического характера — в полной своей мере встречаются у 5% детей, частичные его проявления встречаются у каждого 3-го ребенка. Это нарушения зависят от тяжести материнского алкоголизма и времени воздействия алкоголя, и могут вызывать следующие последствия: задержка общего развития, мышечная гипотония, дисфункции ЦНС с нарушением умственного развития, лицевые аномалии, косоглазие, аномалии суставов, пороки сердца. Алкоголизм является, по крайней мере, в 60% случаев, причиной умственной отсталости детей. Различные психические и поведенческие нарушения у таких детей встречаются чаще, чем у остальных.

Диапазон психических нарушений колеблется от незначительных отклонений в поведении до признаков органического поражения мозга и умственной отсталости.
У детей от больных алкоголизмом родителей более часто встречаются тревога и депрессия, дефицит внимания, трудности в учебе. У мальчиков чаще наблюдаются поведенческие проблемы, у девочек — эмоциональные.

Дети больных алкоголизмом значительно чаще испытывают сложности при обучении в школе, они не всегда в состоянии адекватно использовать свои интеллектуальные возможности, и демонстрируют слабую мотивацию к учебе, невысокую успеваемость, обеднение интересов, сниженный уровень общения, трудность в концентрации внимания, тревожность и недоверчивость. Слабая мотивация к учебе и полезной общественной деятельности, в свою очередь способствует социальной дезадаптации и опосредованно возможности развития алкоголизма.

У взрослых детей больных алкоголизмом родителей затруднено общение со сверстниками, высок риск дезадаптации, характерны частые суициды, наличие проблем в интимной жизни, нестабильность семей, а также часто встречаются алкоголизм, психопатии, депрессии.

Кроме того, средовой фактор в воспитании в семье алкозависимых, делает детей эмоциональными инвалидами. Ведь алкоголизм в семье воспринимается как сильный травмирующий фактор. Алкоголизм не воспринимается как болезнь, а оценивается, как оскорбляющее близких поведение и уклонение от семейных обязанностей. Это усугубляется манерой общения больного со своими близкими, материальными трудностями. Генная предрасположенность, неуспеваемость, избыток свободного времени, дурная компания, пример родителей способствуют приобщению ребенка к пагубной привычке – алкоголизму.

Количество наркозависимых среди подростков и молодежи неуклонно растет. В последние годы наркомания приобрела характер эпидемии. Нередко наркотики принимают даже будущие мамы. Разные виды наркотиков оказывают свой ужасающий эффект на развитие плода. Гашиш, например, попадая в организм беременной женщины, приводят к внутриутробной задержке развития плода, уменьшается вес и окружность головы ребенка. Кроме того, такой матери грозят преждевременные роды. При употреблении матерью кокаина, новорожденный может умереть от инсульта либо у ребенка могут обнаружиться пороки развития мочевыводящих путей. Зависимые от амфетаминов страдают дефицитом питательных веществ и нарушением кровообращения, а в матке происходит задержка умственного и физического развития плода. Ребенок, находящийся под действием амфетаминов, полусонный, плохо сосет грудь, теряет в весе.

Если мать регулярно употребляет героин, ребенок рождается наркоманом и испытывает, как и мать, все ужасы «ломки». Такие младенцы развиваются замедленно, у них в 20 раз чаще бывает синдром внезапной смерти. ЛСД вызывает мутации, преждевременные роды, выкидыши, отслойку плаценты.

Увлечение будущей матери токсикоманией «награждает» ее ребенка пороками развития, характерными для детей матерей-алкоголичек: уплощением переносицы, узкой верхней губой, срастанием век в углах глаз и т.д.

Задерживается физическое и умственное развитие таких детишек, у них бывают психические нарушения. Нередко эти дети рождаются с очень маленькой головой или крошечными глазами.

Практически все наркотики вызывают задержку физического и умственного развития плода, а некоторые угрожают его жизни, провоцируют невынашивание и всевозможные пороки развития. Наркотические вещества проникают через плаценту в кровь плода и вызывают изменения в его психике. Остается только догадываться, что чувствует плод во время наркотического опьянения матери или во время «ломки».

Младенцы, получавшие наркотики, чрезмерно возбудимы и они стараются избегать общения с родителями. Обнаруживаются недостаточное развитие умственных способностей. Кроме того, родители не могут уделить своим детям достаточно внимания, потому что их приоритеты лежат в плоскости добывания и использования запрещенных наркотических веществ.

Учителя –логопеды, учителя-дефектологи констатируют, что количество детей с речевой патологией имеют тенденцию к быстрому увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственной способности и социализацию ребенка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Давайте обратимся к страницам Священного Писания, прочитаем и задумаемся над словами:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
[И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».

Трудно убедить того, кто принимает наркотики или алкоголь отказаться от этого, ведь это не прихоть, а болезнь. И потому так важно лечение наркомании и алкоголизма и пропаганда здорового образа жизни ради благополучного развития нашего общества.

Ведь дети – это наше будущее. И в наших силах закладывать в них не патологии и предрасположенности, а позитивные интересы далекие от алкогольных и наркотических привычек.

Источники: http://studopedia.ru/11_116485_alkogolizm-roditeley-i-ego-posledstviya-na-psihicheskoe-razvitie-detey.html, http://www.alkmed.ru/alkogolizm/alkogolizm-i-umstvennaya-otstalost.html, http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/04/deti-alko-i-narkozavisimykh-roditeley-alkogolizm-i

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *