Алкоголизм повод причина и последствия классный час

Алкоголизм — повод, причина…и последствия

Пьянство и « культура» — вот два понятия,

взаимоисключающие друг друга; как лёд и огонь,

Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.

С водкой жизнь проживают,

А потом слёзы льют.

Задачи: — обратить внимание родителей учащихся на проблему собрания;

— обсудить с родителями методы борьбы с алкоголизмом;

— способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и

влиянию её на дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей;

— показать родителям отношение старшеклассников к данной проблеме.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: пагубное влияние алкоголизма; методы борьбы с алкоголизмом.

Подготовительная работа: диагностическое исследование среди старшеклассников; классный час «Исторический экскурс в последствия алкоголя»; алкоголизм в шаржах: конкурс сатирического плаката среди старшеклассников; сочинение-эссе «Моё отношение к пьянству».

1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Наше собрание мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то из вас скажет, что это меня не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека без остатка.

2. Анализ сочинений-эссе «О пьянстве».

«Мой отец пьёт. Об этом знают немногие. Об этом знаем мы, его семья: мама, мой брат и я. Если бы мы имели возможность уйти, уехать, убежать, мы бы давно это сделали. Но нам очень жаль маму. Мы с братом видим, как ей тяжело видеть погибающего отца, но сделать мы ничего не можем.

Отец – очень хороший человек, его работа ответственна. На работе его любят и уважают. Но когда он приходит домой, то первым делом он пьёт.

Утром он долго моется, приводит себя в порядок и идёт на работу. Невозможно смотреть в его больные виноватые глаза, в груди растёт ненависть, которая, перемешиваясь с жалостью, требует выхода…

Я ненавижу вечера в своём доме, я ненавижу людей, которые позволяют себе перестать быть людьми…»

3. Анализ диагностического исследования.

4. Исторический экскурс в проблему. Цифры и факты.

(Оформляется в виде плаката, который вывешивается на доске.)

Впервые в России водка появляется в 1432г. Её привезли купцы из Италии.

В 1552г. в России при Иване Грозном был открыт первый кабак.

В 1652г. были введены ограничения на продажу спиртного в России.

В 1857г. по всей России прокатились трезвые бунты, спиртное не продавалось в выходные и праздничные дни.

В 1914г. царское правительство ввело сухой закон на время первой мировой войны. Это привело к следующим результатам: прогулы сократились на 47%, производительность труда выросла на 17%, преступность сократилась в 2 раза.

В 1980г. на душу населения в России выпускалось 108 л алкоголя, что превышало средний мировой уровень в 2,5 раза.

В 1983г. выпускалось 30 л в год на человека, с учётом детей и стариков. В последние годы активного принятия алкоголя значительно выросло количество дебильных и умственно отсталых детей. В 2,5 раза увеличилось количество детских домов, в которых живут дети при живых родителях.

5. Обсуждение дискуссионных вопросов по теме собрания:

· Могут ли говорить о том, что употреблять спиртное нельзя, люди, которые сами регулярно употребляют спиртные напитки?

· Можно ли оскорблениями решить проблему алкоголизма?

· Где можно получить помощь в борьбе с алкоголизмом?

· Может ли церковь помочь в борьбе с алкоголизмом?

· Какие общественные организации помогают бороться с пьянством?

· Что можно считать пьянством, а что – нет?

· Можно ли выпившего человека выгонять из дома или не пускать его в дом?

· Как нужно вести себя с подростком, который пришёл домой в нетрезвом виде?

· Что делать, если подросток говорит, что так поступают все те, с кем он дружит?

· Как поступить, если сын или дочь просят на свой день рождения купить им спиртное, так как им нужно угостить своих друзей?

6. Ознакомление с положительным опытом воспитания детей по проблеме собрания.

Родители с положительным примером воспитания детей в семье делятся своим опытом, мнением.

7. Презентация сатирических плакатов.

Начните классный час с проведения любой игры на групповое сплочение (см. Приложение).

Учитель. Сегодня мы поговорим о том, чем же грозит человеку увлечение алкоголем.

Для начала сформулируйте и запишите свои определения понятий алкоголь, алкоголик.

Алкоголик – это…

Алкоголь – это…

Выслушайте несколько определений.

1 участник. «Алкоголик – человек, который не имеет воли отказать себе в употреблении спиртных напитков, то есть зависящий от алкоголя».

2 участник. «Алкоголизм – это зависимость от наркотика под названием “алкоголь”, имеющая два основных компонента: вынужденность и прогрессию».

1 участник. Понятие об алкоголизме у большинства людей ассоциируется с типичным обликом алкоголика в неряшливой одежде, грязной обуви, с трясущимися руками и с отечной багровой физиономией.

2 участник. Это верно, но в тяжелой стадии заболевания. А сколько алкоголиков и не подозревают о страшном диагнозе, который имеют и сочли бы личным оскорблением даже намек на это!

1 участник. Алкоголизм развивается, как правило, после нескольких лет пьянства (иногда за 1–2 года!). Пьянство – это регулярное и нерегулярное (!) употребление алкогольных напитков (включая и пиво!) в различных дозах (необязательно больших).

2 участник. Легкая степень опьянения: при употреблении небольшого количества алкоголя обычно настроение повышается, появляется чувство комфорта, люди становятся общительными, разговорчивыми, повышается аппетит. Данный период опьянения люди переносят хорошо. Многие прошли через эту, на первый взгляд такую безобидную, стадию.

1 участник. Особенно молодые – юноши и девушки, для того, чтобы в компании сверстников преодолеть чувство скованности, стеснения, употребляют немного алкогольных напитков, после которых чувствуют себя свободно, комфортно.

А сколько непоправимых бед происходит в дальнейшем!

2 участник. Именно с этого начинается первая стадия зависимости – психическая. У человека очень быстро и незаметно появляется постоянное влечение к алкоголю.

1 участник. Чтобы повысить настроение, забыть о неприятностях, избежать чувства стеснительности – для употребления алкоголя всегда находится масса поводов. Это уже начало заболевания. Самоконтроль постепенно падает, и необходимая для достижения нужного эффекта доза незаметно, но верно увеличивается.

2 участник. При средней степени опьянения речь делается нечеткой, походка неустойчивой, возможны тошнота и рвота, хорошее настроение проявляется неудержимым весельем, но чаще имеет место появление злобы, раздражительности, агрессии.

1 участник. После сна, который бывает продолжительным, наблюдается вялость, головная боль, воспоминания о прошедшем неприятны и многое помнится смутно. Кто-то из вас, наверное, уже испытал неприятные явления после первых выпитых рюмок спиртного: рвота, головная боль, плохое самочувствие – те сигналы, которыми организм предупреждает нас: здесь опасность, ты не то делаешь. Если человек не внимает голосу организма, продолжает пить, то этот голос умолкает. Возникает иллюзия, что все хорошо.

2 участник. На самом же деле – организм включает запасные механизмы защиты, работает как бы с перегрузкой, что, естественно, приводит к быстрому изнашиванию.

1 участник. При тяжелой степени опьянения наблюдается угнетение или отключение сознания, при этом стоять человек не может, появляется рвота, бессвязное бормотание, а затем – глубокий беспробудный сон. После пробуждения человек ничего не помнит из того, что было накануне.

2 участник. Вторая стадия зависимости – физическая, характеризуется тем, что алкоголь становится необходимым для жизнедеятельности измененных органов и систем организма. Без алкоголя возникают болезненные расстройства, которые исчезают после употребления спиртных напитков: головные боли, кошмарные сновидения, чувство тревоги, страха, озноб, жажда, отсутствие аппетита, дрожание конечностей, судороги, может на этой стадии развиться белая горячка.

1 участник. Третья стадия – алкогольная деградация, характеризуется безразличием к близким, к своему здоровью и внешности, цинизмом, нередко агрессивностью, снижением памяти, интеллекта, вялостью, глубокими поражениями печени, сердечно-сосудистой системы, судорогами, алкогольными психозами.

Учитель. Человек – своего рода компьютер. С первого дня жизни ребенок «загружается» программами: как жить, как говорить, как общаться с людьми и миром.

Пьянство начинается уже в детстве, когда ребенок, еще не попробовав спиртное, из семейных традиций знает, что любое торжество, любая встреча должны сопровождаться алкоголем.

3 участник. Если ребенок с пеленок видит, что его мама и папа за праздничным столом неизменно сидят с бокалом вина в руках и с довольным видом, если по телевидению он ежедневно видит взрослые фильмы, где то и дело красивые, благополучные дяди и тети пьют, то у него, естественно, формируется представление: веселье и бокал – нерасторжимы, одно – следствие другого. Настроение плохое – так это надо выпить!

4 участник. Человек с детства программируется на то, что поднимать настроение лучше всего алкоголем, о чем свидетельствует статистика: 38% опрошенных пьют для улучшения настроения. Это самый распространенный и самый опасный миф об алкоголе.

3 участник. Он настолько глубоко внедрялся в сознание народа на протяжении многих поколений, что даже и не собирается подвергаться сомнению. А между тем люди, полностью отказавшиеся от спиртного, утверждают обратное. Вот мнение некоторых из них:

4 участник. Писатель Иван Дроздов, автор книги «Унесенные водкой»: «Да, мы пили, но так немного, что считали себя непьющими. Однажды нам сказали: “А вы попробуйте совсем не пить. Совсем-совсем. Ведь это же свобода, это независимость. Полезно и красиво”… И я сказал: “Обещаю – пить больше не буду”. С тех пор не пью. И знаете, безмерно этому рад».

3 участник. Андрей, студент консерватории, гитарист: «Не пью, и все тут! Мне это не надо. Жалко время тратить на пустяки вроде спиртного. Да, пробовал: сначала весело, эйфория, “жизнь хороша и прекрасна”, а потом гадко, пустота какая-то внутри. Нет, жизнь слишком коротка и интересна, чтобы тратить ее на дурман».

4 участник. Семья Дудинцевых, Андрей и Ирина: «Однажды нам принесли магнитофонную запись с лекцией Жданова об алкоголизме. Выводы ученых Новосибирского Академгородка нас привели в ужас. Мы просто для себя решили: мы больше не пьем! Ни-че-го! И убедились, что на искреннее веселье, да и другие прекрасные человеческие чувства “сухой закон” не влияет. В праздники мы по-прежнему веселимся, поем и пляшем. Единственное, что мы потеряли – отрицательные последствия алкогольных “возлияний”. Зато обрели ощущение свободы, радости, приподнятости духа. Да и отношения между нами стали более теплыми».

3 участник. Светлана, психолог: «Я работаю детским психологом и вижу, что происходит с нашими детьми. То, чему мы могли научить детей вчера, дети не могут усвоить сегодня. Эта деградация происходит настолько стремительно! Я, как специалист, знаю, следствием чего это является. Если мы хотим иметь будущее, у нас один выход – отказаться от алкоголя в любом виде и в любых количествах. Для нашего пьющего общества это звучит дико, но другого пути нет. К тому же, вы не представляете, как это здорово – быть свободным».

Учитель. Давайте рассмотрим, что же происходит с эмоциональной сферой человека, когда он становится зависимым от искусственных стимуляторов (причем не важно, что это будет: сигарета, пиво, водка, героин или любой другой наркотик). Но не думайте, что речь идет о каких-нибудь спившихся личностях и законченных наркоманах.

5 участник. Эмоциональная зависимость наступает очень быстро, она присутствует уже в том случае, когда человек употребляет алкоголь изредка, как говорится, по праздникам. Таких людей называют умеренно пьющими, их большинство.

6 участник. То есть человеку надо выпить, чтобы получить удовольствие, расслабиться. Действительно, алкоголь растормаживает, и эмоции человека плещут через край, они усиливаются.

5 участник. Мы уже кратко рассматривали механизм активизации мозговых зон человека при воздействии наркотических веществ – зоны «наказания» и «наслаждения». Это распространяется и на алкоголь, так как он тоже является наркотиком.

Учитель. Сложилась угрожающая ситуация с растущим потреблением пива в России и пивным алкоголизмом детей и подростков.

6 участник. Пивная революция началась в 90-е годы прошлого столетия. Депутаты решили, что пиво – не алкоголь, а пищевой продукт. Это позволило производителям напитка развернуться на всю катушку. Пиво, которое пьют везде и все, стало национальным бедствием.

5 участник. Максимальное раскручивание повсюду рекламы пива смахивает уже на изощренную разновидность терроризма. Впечатление такое, что если мы не станем пить пиво, то случится что-то ужасное.

6 участник. Дело дошло до того, что пиво объявляется полезным чуть ли не с пеленок! Чем не террористический акт? К тому же с огромными человеческими жертвами. Каждый восьмой, потребляющий пиво, становится алкоголиком.

5 участник. Реклама «создает впечатление», что потребление пива – обязательное условие для достижения успеха, для улучшения физического и психического состояния, представляет пиво как напиток для утоления жажды.

6 участник. Телевизионная реклама нас уверяет, что без пива жизнь скучна и неинтересна, обязательный атрибут настоящего мужчины – бутылка пива. Красочная реклама на улице призывает нас войти в Новый год с «Клинским».

5 участник. Правда, внизу мелкими буквами написано: «Чрезмерное употребление пива может навредить вашему здоровью». Но это не для вас. Потому что очень мелко, да и не совсем точно: не «может навредить», а обязательно навредит.

6 участник. Медики бьют тревогу: уже через год умеренного потребления пива, по бутылочке в день, в печени обнаруживаются функциональные изменения.

5 участник. Реклама почему-то молчит о том, что если вы последуете ее призыву, то в недалеком будущем вам скорее всего придется лечить больную печень, сердце, бесплодие, импотенцию.

6 участник. А ученые установили, между прочим, что печень, как и другие органы, может служить 600 лет.

5 участник. Сегодня стало модным говорить не только о безопасности, но и о полезности пива, содержащем якобы большое количество витаминов и других питательных веществ. За кружками пива изображают красивых юношей в обществе таких же девушек. Причем, многие рекламы воспевают пиво чуть ли ни как напиток любви.

Учитель. Но рекламодатели и продавцы пива, рекламируя его как символ современного и сильного мужчины, успешного бизнесмена и победителя женщин, умалчивают, что как раз те, которые употребляют пиво, имеют кроме всего прочего, огромные проблемы в интимных отношениях с женщинами. Дело в том, что употребление пива, особенно в молодом возрасте, приводит вскоре к развитию хронического простатита, то есть воспаления предстательной железы, что становится причиной импотенции. Широкое распространение пива среди молодежи явилось одной из причин снижения рождаемости вследствие мужской несостоятельности. Хронический простатит даже при самом своевременно начатом лечении редко удается полностью излечить. А в подавляющем большинстве случаев он приводит к развитию аденомы предстательной железы, при которой мужчина не только не может жить нормальной половой жизнью, но страдает большим дискомфортом вследствие частых позывов на моче- испускание. К сожалению, молодежь об этом не знает и продолжает пить пиво, а когда уже приходит к врачам, то помочь, в основном, бывает уже практически невозможно. Поэтому праздники пива правильнее было бы назвать праздниками мужского бессилия, ибо именно к этому приводит употребление пива. В итоге семьи часто разрушаются, дети не рождаются и т.д. Еще более страшным образом пиво действует на организм женщины, и особенно девушки, разрушая у нее ту же половую систему и делая невозможным рождение здоровых детей. Помимо этого, пиво крайне отрицательно воздействует на печень, вызывая развитие жирового гепатоза, часто переходящего в цирроз; на сердце, вызывая алкогольную кардиомиопатию. Этот список пивных болезней можно было бы продолжить и дальше, но стоит ли?

5 участник. Ни на одной рекламе вы не найдете страшной тайны, которую производители пива тщательно скрывают от потребителей: продуктом брожения пивных компонентов является изопропиловый спирт, который «страшнее зарина» (зарин – сильнодействующее вещество нервно-паралитического действия).

6 участник. Это и есть истинная цена успеха пива, измеряет которую для себя каждый потребитель своим здоровьем.

7 участник. Чем же еще опасен алкоголь?

Один патологоанатом оставил описание мозга «пьющего как все» человека: «Изменения в лобных долях мозга видны даже без микроскопа, извилины сглажены, атрофированы. Под микроскопом видны пустоты, заполненные серозной жидкостью. Кора мозга напоминает землю после того, как на нее сбросили бомбы, – вся в воронках. Здесь каждая выпивка оставила свой след».

8 участник. Другой патологоанатом сравнивает мозг пьющего человека с изъеденным молью войлоком. Попадая в кровь, алкоголь обезжиривает поверхность красных кровяных телец, как бы снимая с них кожу. Эритроциты начинают слипаться в комки, перекрывая мельчайшие кровяные сосуды, расположенные в мозге. В результате клетки мозга гибнут миллионами. Особенно страдают клетки лобных долей, где расположены нервные центры, ответственные за принятие решений. Немудрено, что пьющий осиливает с трудом даже простейшие задачки. Как шутят юмористы, с увеличением градусов даже углы тупеют.

7 участник. Этот же механизм склеивания эритроцитов приводит человека в веселое состояние. Склеенные и разрушенные эритроциты уже не в состоянии обеспечить ткани организма кислородом, наступает кислородное голодание тканей. Начинается массовая гибель клеток, и прежде всего в мозгу. Вот эта-то массовая гибель клеток и вызывает веселье. Наш организм обладает десятикратным запасом капилляров. При нынешнем уровне потребления алкоголя средний человек истрачивает запас капилляров, рассчитанный на 100–120 лет, уже к 30 годам.

Учитель. Выбирать вам: или деланная «крутизна» и сомнительное удовольствие, или здоровье ваше и ваших будущих детей. Хотя бы с поросят давайте возьмем пример – очень занимательную и одновременно поучительную историю рассказал Владимир Георгиевич Жданов, профессор из Новосибирска:

8 участник. В 1972 году киевская киностудия сняла фильм о поведенческих реакциях одномесячных поросят. Десять поросят от разных свиноматок поместили в одном загоне. Поборовшись друг с другом, они объединились в единое стадо, где выделился вожак, установились иерархия и порядок. Кому-то из съемочной группы пришло в голову вылить в корыто с едой для поросят трехлитровую банку пива. Выпив смесь, поросята одурели: стали бросаться друг на друга, драться… Только через несколько дней у них восстановился порядок. Когда эксперимент с пивом повторился, то вождь есть не стал – опрокинул корыто. Подумали, что нечаянно, еще раз добавили в еду пиво. И опять поросенок-вожак решительно опрокинул корыто.

Учитель. Неужели поросята окажутся разумнее нас, людей?

ЗАДАЧИ: обратить внимание учащихся на проблему классного часа, способствовать осознанию важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую судьбу старшеклассников.
Форма проведения: беседа с элементами дискуссии.
Вопросы для обсуждения: пагубное влияние алкоголизма, методы борьбы с алкоголизмом.
Высказывания знаменитых людей о вреде алкоголя:

Про пьяниц
много
пропето разного,
Из пьяных пений
запомни только:
Беги от ада, от заразного,
Тащи из ада алкоголика! (В.Маяковский)
Пьянство — это добровольное безумие. (Гиппократ)
Вино полюбил – семью позабыл. (Пословица)
Пьянство есть упражнение в безумии….(Пифагор)
Дали вина – так и стал без ума! (Пословица)
Водка белая, но красит нос и чернит репутацию (А.П.Чехов)
Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым. (Гете)
Долой алкоголь! Не губите молодые жизни этим ядом! (Дж. Лондон)
Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари. (В.Г.Белинский)
Человек пьющий ни на что не годен. (А.С.Пушкин)

Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что алкоголизм не щадит никого, он, как спрут, поражает человека всего без остатка.

2. Исторический экскурс.

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник
Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умеющих еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов — Коран (VII в.)

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с XVI столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «Царевы кабаки”, дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку”. Запрещалось продавать вино «питухам” (т. е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять”, чем фактически поддерживалось пьянство.

3. Почему люди пьют.

С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Бернс. Его слова сохраняют актуальность и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин. (перевод С. Я. Маршака)

Вот как об этом говорится в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну и пей другую,
И седьмую, и восьмую, —
Просят, давят, жмут «друзья”!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!

4. С чего начинается пьянство.

Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны. Но прослеживается их характерные изменения от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита”, «лечат вином” или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник”, «семейное торжество”, «гости” и т. д. С 14-15 лет появляется такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят”, «друзья уговорили”, «за компанию”, «для храбрости” и т. д. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки”.

Иллюстрацией этого может служить история подростка, описанная врачами.

Больной Геннадий К.

Первое значительное опьянение в 14 лет. Знакомство со спиртными напитками представлялось подростку логичным и естественным этапом в жизни, отражающим возросшую самостоятельность и взрослость.

Ритуал приема спиртного в компании начинался задолго до процедуры непосредственного потребления. Ум в ожидании застолья (когда кто-то пошел в магазин за вином) подросток возбуждался, отмечалось повышение настроения, болтливость. На следующий день после этого обменивался с собутыльниками воспоминаниями о «пьянке” со смакованием деталей и эпизодов. В компании было принято пить помногу, напиваясь до состояния оглушения. Редко кто имел деньги на водку, поэтому пили дешевые вина.
Уйдя из школы, поступил в ПТУ по специальности слесаря. К занятиям совершенно не готовился, «выезжал вначале на наглости и сообразительности”. Через 8 месяцев был отчислен за неуспеваемость. Затем пошел на работу в дорожно-строительное управление. Работа была «грязной и на улице”, не понравилась. Но появились свои деньги, и возросли затраты на алкоголь. Трудовая деятельность воспринималась только как источник средств на спиртное. Появились опоздания, прогулы, выход на работу в нетрезвом состоянии. Отношения в коллективе стали остроконфликтными. В 15 лет уволился с этой работы. Алкоголь очень быстро повлиял на его характер. Следующие три месяца нигде не работал. Свое шестнадцатилетие отметил со спиртным в кругу «друзей и родителей”. В состоянии опьянения «просто так” компанией избили четырех сверстников. Не без гордости вспоминает, что был «на зоне”, будучи осужденным на два года.
После освобождения из колонии первую неделю пил ежедневно. Потом устроился работать слесарем в морском порту. За лето трижды доставлялся в медицинский вытрезвитель. Вынужден был уйти с работы. «Отдохнув” месяц, устроился подсобным рабочим в «Горгаз” – помогал развозить газовые баллоны по городу.
Пил регулярно — обычно с пятницы до понедельника. Изменился характер опьянения: снизилось веселящее действие спиртного, напротив, алкоголь способствовал ухудшению настроения, возникновению раздражительности, агрессивности.
По словам матери, стал совершенно нетерпимым дома: крайне вспыльчив и раздражителен, если не давала денег на спиртное, бил стекла в окнах, разбил телевизор. Приступы ярости сменялись истерическими рыданиями и сценами раскаяния.
Умер от острой сердечной недостаточности после очередного запоя.

Приведенная история болезни показывает правоту старой мудрости: «Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”.

Для несовершеннолетних пьющих характерны: наигранность, бесцеремонность, развязность, бахвальство, которые легко сменяются подавленностью, беспомощностью. Они затрудняют прогнозировать события, теряют способность реагировать на стимулы прошлого и будущего, не могут вырваться из плена сиюминутных переживаний и побуждений, живут одним днем. У них наблюдаются легковесность и поверхностность суждений, излишняя словоохотливость, повышенная самооценка. Такова психология пагубного пристрастия к алкоголю.

5. Влияние алкоголя на животных. Кролик-алкоголик.

Болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. Типичными объектами наблюдений за действием алкоголя на живой организм служат лабораторные крысы и мыши.

При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки – точь-в-точь, как пьяница в состоянии похмелья.

Если крольчихам в течение беременности вводить в желудок спирт, то у них треть плодов окажется мертвыми, а масса тела выживших крольчат будет значительно меньше, чем в контроле – у крольчих, не принимающих спирт.

6. Белая горячка

Белая горячка. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты”,– писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Картина белой горячки очень точно передана В. Шишковым в его романе «Угрюм-река”: «И вдруг увидал – пересекая простор, к нему быстро полз небывало огромных размеров удав. Черная с желтыми пятнами кожа осклизла, лоснилась сыростью. Прохор съежился, замер. Глаза злобного гада взъярились, молниеносно он бросился к Прохору, . . . [Прохор], не помня себя, ударил удава по морде и бросился к двери, к другой, к третьей, но все двери мгновенно скрывались, он – к окну, он – к другому, исчезли и окна. А змеище поспешно за ним: с воплем, подобным визгу свиньи под ножом, Прохор кидался на стены, бежал, падал, опрокидывал мебель. Наконец, изнемог, повалился, как падаль, в ряд с мертвецами: весь пол кабинета покрыт смердящими трупами. От трупного запаха Прохору сделалось тошно. . . Со всех сторон нарастал потрясающий ужас. Вот топот, и ржанье, и звяк копыт: порвался табун бешеных коней и скачет по трупам прямо на Пpoxopa. . . ”

Белая горячка – наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. и), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Ее симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинация несколько затухает, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте. В медицинской литературе описан случай, когда такого больного, ориентирующегося в реальной обстановке, отправили в больницу для лечения на общественном транспорте в сопровождении жены.

На станции метро ему внезапно представилось, что на него движется группа вражеских солдат с автоматами. Он перепрыгнул через перила мостика над линией и упал на крышу вагона, а с нее – на платформу, где его подхватили пассажиры.

Другой больной поступил в больницу с множеством ножевых ранений. На вопрос врача, как это произошло, алкоголик ответил, что к коже у него, прицепились чертики и он срезал их бритвой.

Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Однако таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен «заговор”. Не видя выхода из создавшегося положения, он пытается кончить жизнь самоубийством.

Еще один вид алкогольного психоза описан выдающимся русским врачом С. С. Корсаковым в 1887 году. При корсаковском психозе больной утрачивает память на текущие события и не может восстановить факты последних лет жизни. Начало психоза напоминает белую горячку, но затем возникают своеобразные провалы памяти, хотя у большинства больных сохранены знания и профессиональные навыки периода, предшествовавшего алкоголизму,

Больной может подробно рассказать сюжет кинокартины, виденной 30 лет назад, перечислить фамилии школьных товарищей, но рассказать содержание телевизионной передачи, которую он недавно просмотрел, или назвать имена его соседей по дому он не может. Он даже не помнит, что ел сегодня на завтрак, как зовут его лечащего врача.

Информация к размышлению:

При исследовании причин групповой преступности несовершеннолетних, опрошено 418 правонарушителей в возрасте от 14 до 17 лет. В качестве причин и условий для преступлений они назвали следующие:
Не умел контролировать свои поступки и правильно использовать свободное время — 49,5%
Попал под влияние товарищей — 14,3%
Неблагоприятная обстановка в семье — 12,7 %
Привычка к алкоголю — 6%

Надеюсь и хочу верить, что наше путешествие поможет вам и не даст пополнить статистику преступлений. Стремление стать личностью заявляет себя в подростке, когда он делает выбор между добром и злом, когда преодолевает слабость неокрепшей натуры, противится дешевым соблазнам, когда ставит перед собой трудные задачи и решает их. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой. Гете говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя. И сегодня жизненные неудачи, большинство неприятностей, а иногда трагедий возникают оттого, что человек не знает себя, берется не за свое дело, претендует на особое место в жизни, не имея для этого оснований.

Ничего не откладывай — жизнь коротка.
Ты наивно считал, что она – как река,
А она как ручей
После таянья льдов. –
Протечет, не оставив следов.
Не откладывай –
Другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу –
Лишишься души.
Пусть в расчете с мерзавцем
Не дрогнет рука,
Не откладывай –
Жизнь коротка.

В заключение нашего путешествия хочу привести 18 уроков Матери Терезы — настоящей программы совершенствования для каждого из нас. Настоящее имя Матери Терезы, настоятельницы и основательницы Ордена милосердия, лауреата Нобелевской премии мира, гражданки Индии – Агнем Гонджа Бояджиу.

Главное – иметь чистое сердце.
Жизнь – возможность, используйте ее;
Жизнь – красота, восхищайтесь ею;
Жизнь – блаженство, вкусите его;
Жизнь – мечта, осуществите ее;
Жизнь – вызов, примите его;
Жизнь – долг, исполните его;
Жизнь – игра, сыграйте в нее;
Жизнь – богатство, дорожите им;
Жизнь – любовь – наслаждайтесь ею;
Жизнь – тайна, изучайте ее;
Жизнь — шанс, воспользуйтесь им;
Жизнь – горе, превозмогите его;
Жизнь – борьба, выдержите ее;
Жизнь – приключение, решитесь на него;
Жизнь – трагедия, преодолейте ее;
Жизнь – счастье, сотворите его;
Жизнь слишком прекрасна, не губите ее;
Жизнь – это жизнь, боритесь за нее.

Анкетирование учащихся «Я и алкоголь”

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?
2. Какой это был алкогольный напиток?
3. Кто тебе его предложил?
4. Как ты отнесся к этому предложению?
5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?
6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?
7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?
8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?
9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?
10. Как ты реагируешь на их ругань?
11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?
12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?
13. Сколько ты можешь выпить за один раз?
14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

Источники: http://pandia.ru/text/79/061/24934.php, http://licey.net/free/8-materialy_dlya_uchitelei/38-scenarii_klassnyh_chasov_dlya_starsheklassnikov/stages/1545-razreshennaya_narkomaniya.html, http://alie-parusa.ucoz.ru/publ/kabinet_zdorovja/materialy/klassnyj_chas_quot_alkogolizm_povod_prichina_i_posledstvija_quot/51-1-0-174

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *