Алкоголизм родителей и формирование личности ребенка

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от «Столичного учебного центра» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Влияние пьянства родителей на развитие личности ребенка.

Одним из самых мощных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Это всегда тлетворно влияет на психофизическое развитие ребенка. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, возникает вообще отсутствие всякого воспитания, дети лишаются родителей, попадают в детские дома и т.д. Алкоголизация приводит к нарушению внутрисемейных отношений. Их деформация вызывает нарушение психологического климата семьи, создает внутри семьи психотравмирующую ситуацию.

Чаще всего из двух родителей пьющим является отец, хотя в последние годы женский алкоголизм становится все более частым явлением. Нередки случаи, когда оба родителя злоупотребляют алкоголем.

Установлено, что для алкоголизированных семей характерно недостаточное внимание к воспитанию ребенка чаще всего со стороны отца. А известно, что отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он играет роль модели при ранней идентификации. Невыполнение отцом своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии.

Отрицательные черты характера родителей (вспыльчивость, неуравновешенность, непредсказуемость), наличие других вредных привычек чаще приводит к распаду семьи.

Появление в семье отчима нередко усугубляет сложность межличностных отношений, а рождение детей от нового брака влечет за собой полное «социальное сиротство» ребенка отца-алкоголика.

Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребенка. Подобная обстановка вызывает у ребенка развитие различного рода неврозов. Детские неврозы – это психогенное расстройство, оно вызвано ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. У таких детей часто фиксируют склонность к агрессивному поведению, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения и обмороки, понижена сопротивляемость детского организма, что приводит к частым заболеваниям. В таких семьях значительно снижена и социальная дееспособность детей. У них отмечается снижение работоспособности, пониженный уровень произвольного внимания, что в значительной мере становится причиной их неуспеваемости и низкого развития познавательных интересов. Алкоголизм приводит к снижению материального достатка семьи, ухудшению бытовых условий, недостаточному вниманию со стороны родителей к насущным проблемам личностного развития ребенка. Эти дети, как правило, безнадзорные, чаще недосыпают, больше времени проводят у телевизора, мало читают, не занимаются спортом.

Нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения – еще один механизм формирования уродливого характера. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так и должен вести себя настоящий мужчина. Подозрительные и чрезмерно осторожные родители могут сознательно развивать в своих детях такие свойства характера, которыми они сами обладают и которые ценят (родители награждают своих детей не только своими генами, но и формируют их нравственный и характерологический облик, причем с возрастом роль социальных воздействий всегда больше роли биологических факторов).

Большинство людей с уродливым характером получили его не по наследству, а потому, что родители сделали их такими. Ребенок – это почти воск, из него можно вылепить все, что угодно. Если же сам скульптор окажется ущербным, то его творение будет уродливым и жалким. Вот пример, не сходящий со страниц газет и журналов: «Родители — хронические алкоголики с асоциальным поведением. Единственный сын их без присмотра, порой голодный. Ему негде учить уроки, ночевать тоже не всегда есть где – родители выгоняют его из дома, чтобы не мешал их пьяной компании. Ребёнок всегда боится, стыдится своих родителей, стремится скрыть их асоциальное поведение от одноклассников. Растёт забитым, нерешительным, пугливым, несчастным, не может постоять за себя, ищет защиты у старших. Старается угодить своим потенциальным защитникам, выполняет их просьбы. Среди этих «друзей» появляются подростки с асоциальным поведением, заставляющие мальчика воровать. Тот не хочет этого делать, старается избежать, но ему не удается. Участвует в мелкой краже, попадает в милицию».

Влияние алкоголизма на личность подростка в целом заключается в искажении и неправильном использовании 3-х элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в 2-х направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком случае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия. Границы каждого члена семьи размыты или слишком регидны. В последнем случае члены семьи недоступны друг для друга, выражения чувств запрещено [12, С. 6].

Жизнь в семье, где родители злоупотребляют алкоголем, непредсказуема. Данные родителями обещания часто не выполняются. Сказанное ранее отрицается, ребенка могут обвинить в том, что он врет, если делает попытку напомнить об обещанном. Если отец что-то обещает и затем не обращает на это внимание или просто забывает о сказанном, у ребенка могут зародиться сомнения в своей памяти. У детей развивается недоверие, в результате чего, они никому не рассказывают, что испытывают чувство стыда, страха, вины, неловкости и зависти к «нормальным» сверстникам. Клиницисты считают таких подростков группой высокого риска развития эмоциональных проблем.

Эмоциональная неразвитость, присущая человеку, злоупотребляющему алкоголем, может причинить непоправимый вред психике ребенка, его заставляют сидеть на коленях нетрезвого и пахнущего спиртным отца и выслушивать разглагольствования о том, как сильно он любит своего ребенка и как трудно ему от того, что его не понимают и ему не доверяют. Часто настроение родителей подобно маятнику колеблется от выражения жалости к самому себе до преувеличенной агрессивности к кому-то или чему-то. Ребенок, по-видимому, чувствует, что каким-то непостижимым образом сцена эта может закончиться тем, что гнев отца обратится против него самого. Поэтому ребенок не отваживается уйти из-за боязни наказания, вынужден переживать состояние испуга, нечистой совести по поводу своего неприятия отца и его поведения [8, с. 74].

Психика ребенка, естественно, в подобной ситуации оказывается надломленной, он испытывает чувство стыда и вины. Изнасилованию могут подвергнуться и друзья ребенка, оказавшиеся у него дома. Они также могут стать объектом неприличных шуток или других неприятных для них действий. Или же родитель может выставить себя на посмешище в глазах детей, если ведет себя глупо и недостойно. Ребенок постепенно прекращает приглашать к себе друзей, предпочитая находиться у них дома, а поскольку и там зачастую имеется аналогичная ситуация, то подобные встречи все чаще проходят в подъездах или ближайшей подворотне.

Реакция родителей, злоупотребляющих алкоголем, на те или иные поступки или высказывания детей отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания) непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его мыслей и действий получат одобрение, а какие — осуждение. Это дезорганизует его психическое развитие, не вырабатываются навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки друзей, учителей и иных воспитателей.

Отрицательный пример отца-алкоголика, часто неработающего грубого и несдержанного, пагубно отражается и на формировании личности ребенка. Дети обычно стыдятся таких родителей. Для них это всегда остро переживаемое глубоко личное «потаенное горе» бесследно не проходящее для здоровья.

Злоупотребление родителей спиртными напитками, ведет к развитию неврозов у детей. Неврозы у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, проявляются в виде трудного засыпания, ночных страхов из-за которых ночной сон часто прерывается. Замечено, что расстройство сна — это реакция на частые семейные скандалы. Неврозы у детей могут проявляться и в виде нервных подергиваний (тиков) отдельных мышц лица или плечевого пояса [11, с. 129].

Ребенок в семье, злоупотребляющей алкоголем, постепенно научается, что обычным путем (т.е. когда отношение к тебе отца или матери определяется, прежде всего, твоими поступками) невозможно управлять и контролировать отношения с пьющими родителями. Взамен следует выучиться верно истолковывать тревожные признаки, чтобы, по крайней мере, суметь вовремя скрыться.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, часто сталкивается с серьезными трудностями в учебе и отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах окружающих такой ребенок становится чем-то вроде шута, которого либо пинают, либо выталкивают из игр, компаний и т.д. Вместе с тем у такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими людьми. В последнем случае ребенок становится тем задирой, который пинает. Он также становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы, и, в результате никто из детей не хочет с ним дружить. Школа все больше становится утомительным занятием для такого ребенка, независимо от выбранной им роли. Часть детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, предпочитают всячески отлынивать от занятий [12, с. 103].

Развивающееся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми в разного рода компаниях. В своем рвении оказаться среди «избранных» они подчиняют свою волю более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в сомнительные занятия, в том числе недостойного и просто преступного характера. Иногда они слишком некритически воспринимают любого, кто высказывает какое-то понимание или доверие, опять-таки рискуя оказаться обманутыми и подвергнуться оскорбления из-за своей зависимости от «доброго друга». Они также могут оказаться в разного рода группах с отклоняющимися поведением с различными физическими и социальными последствиями. Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своего рода социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому ненужным. Один из родителей целиком сосредоточен на спиртном, другой на спивающейся половине, либо оба родителя поглощены своими алкогольными проблемами. Ребенок и его проблемы просто не имеют шансов быть замеченными в таком окружении [8, с. 142].

Личностные особенности детей из алкогольных семей можно охарактеризовать следующим образом. Эти дети замкнутые, они не любят говорить о своих проблемах. Они скрытны, не склонны к эмоционально теплым отношениям. Для них характерны подозрительность, злобность. Такие дети не доверяют себе, тревожны, не уверены, нерешительны. Как правило, ссоры и на вербальном, и на физическом уровне они воспринимают как обычные отношения между людьми (в силу отсутствия альтернативного образца таких отношений), следствием чего являются трудности установления адекватных отношений с окружающими во взрослом возрасте. Такие дети привыкают ждать одобрения. Став взрослыми, они не умеют наслаждаться жизнью, так как они привыкли нести ответственность и за младших братьев и сестер, и за родителей. Для них свойственно чувство своей никчемности, вины, стыд, ненависть к себе, депрессия, пассивность, роль жертвы во всех жизненных ситуациях [19, с. 83].

Самооценка понижена. Дети склонны воспринимать себя некомпетентными во многих областях жизни. Однако, как отмечает Е.М. Мастюкова, для детей 9 — 12 лет характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживания при неудачах [16, с. 229].

Для них характерны примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Замедленно развитие произвольности поведения, что приводит к увеличению признаков социальной дезадаптации в более старшем возрасте. Для этих детей свойственны чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность. Им присуща грубость, отсутствие сдерживающих механизмов. Будучи свидетелями пьяных и сексуальных эксцессов у себя дома, они сами проявляют ранний повышенный интерес к противоположному полу, склонны к ранним сексуальным контактам в неприглядной обстановке. Одной из отличительных особенностей их поведения является также частое совершение правонарушений: хулиганские действия; нападения в компании на более слабых с целью забрать деньги или предметы, представляющие ценность; случаи воровства вещей и денег из квартир своих же знакомых. Рано появляется интерес к веществам, изменяющим психическое состояние. Большое значение при этом придается достижению «кайфа», выступает стремление уйти от действительности [9, с. 138].

Нарушения поведения детей при семейном алкоголизме наблюдаются чрезвычайно часто и отличаются большой стойкостью и большим разнообразием. Одной из форм нарушения поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей и воспитателей. У детей из семей алкоголиков в силу их общей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения. Они легко подражают таким формам асоциального поведения как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также курение, употребление алкоголя и наркотиков, патологическое сексуальное поведение.

Выраженность и стойкость нарушения поведения зависят в первую очередь от окружающей ребенка среды, отношения к нему окружающих взрослых. Отклонения в поведении находятся в прямой зависимости от возраста ребенка, степени поражения его центральной нервной системы, общего состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности.

Большую роль в появлении отклонений в развитии личности у таких детей играют конфликтные переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери, либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах [3, с. 21].

Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста. Такие реакции чаще всего возникают при алкоголизме одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым, агрессивным по отношению к сверстникам. Постепенно нарастают и усиливаются конфликты со сверстниками и взрослыми.

Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома или из школы. Ребенок испытывает страх перед возвращением домой, постепенно начинает избегать общения со сверстниками, становится замкнутым. У ребенка возникают невротические расстройства.

Более резкое проявление пассивного протеста — попытки самоубийства. В основе этих попыток лежит гиперболизированное чувство обиды, желание отомстить обидчикам, напугать их (что является следствием внутрисемейных конфликтов).

Таким образом, семейный алкоголизм в настоящее время представляет собой особую проблему, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительные нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны.

Дети из алкогольных семей входят в группу риска по заболеваемости алкогольной зависимостью. Среди факторов определяющих алкогольную судьбу таких детей можно назвать перенятые от родителей алкогольные привычки, вынужденную раннюю самостоятельность и часто заброшенность детей, задержки в эмоциональном развитии ребенка за счет холодности в отношениях членов семьи, а также игнорирование реальности, за счет постоянного отрицания проблем в семье. Если же ребенок во взрослой жизни все же сможет уберечься от алкогольной зависимости, то его детство в доме родителей все равно может оставить психологическую рану, которая часто мешает нормальному восприятию жизни и построению нормальных отношений с людьми.

Для маленького члена семьи поведение родителей часто является образцом для подражания. Именно поэтому алкогольные привычки родителей так часто перенимаются их детьми. Но даже если ребенок из алкогольной семьи впоследствии не станет зависим от алкоголя, из своего детства он возьмет с собой во взрослую жизнь тяжелый багаж психологических проблем.

Семья для ребенка – это уменьшенная модель мира, где родители выступают как образец самых лучших и «правильных» представителей общества. Именно модель поведения родителей формирует жизненные нормы для маленького человечка. И очень жаль, что порой образец для подражания не просто негативно сказывается на формировании личности, а полностью калечит новую жизнь.

Жизнь в семье, в которой родители злоупотребляют алкоголем, – тяжелое испытание на прочность для еще не сформировавшегося младшего ее члена. Алкогольные запои, брань, грязь – это только внешние проявления проблемы. В глубине же лежит безразличие, безучастность, равнодушие всех членов семьи друг к другу. Эта холодность в отношениях формирует у ребенка такие нежелательные качества как лживость, неуверенность в правильности своих поступков, несостоятельность в принятии решений. Ребенок очень тяжело переживает семейную проблему, часто испытывая чувство собственной вины за пьянство родителей. Поиск причины алкоголизма родителей, понимание собственного бессилия в данной ситуации, чувство стыда перед сверстниками за родителей вызывают противоречивые эмоции у ребенка, которые впоследствии выливаются в комплекс психологических проблем. Взрослеющий ребенок становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности и часто он сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем.

Как известно на возникновение и развитие алкоголизма влияет множество факторов. У детей, чьи родители страдают алкоголизмом, есть все шансы повторить судьбу своих родителей. Во-первых, происходит неправильное развитие личности, во-вторых, ребенок невольно перенимает алкогольные нормы поведения членов семьи, в-третьих, ребенок предоставлен сам себе, у него не формируются здоровые интересы, а это увеличивает риск появления алкоголизирующей компании, в-четвертых, в наследство родители передают своим чадам генетическая предрасположенность к развитию алкоголизма. Такая комплексность в формировании зависимости, делает сложным и процесс лечения алкоголизма у взрослых детей из алкогольных семей.

Источники: http://infourok.ru/vliyanie-pyanstva-roditeley-na-razvitie-lichnosti-rebenka-2563465.html, http://studwood.ru/626428/sotsiologiya/vliyanie_alkogolizma_roditeley_formirovanie_lichnosti_podrostka, http://nazaraliev.com/stati/vliyanie-alkogolizma-roditeley-na-razvitie-rebenka

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *