Что законом предусмотрено алкоголизма

24 часа, 365 дней в году

Распространение пьянства и алкоголизма и борьба с ними является одной из актуальных проблем человечества. Не является исключением и Российская Федерация. Отношение к алкоголю в настоящее время сформировалось в межотраслевой институт политических, социальных, экономических, правовых и медицинских проблем. Ограждая себя от негативных последствий, мировое сообщество занимает различные позиции по отношению к алкоголю -от ограничения до полного запрета на его употребление.
Во многих странах действуют специальные государственные и общественные программы по снижению отрицательных эффектов пьянства и алкоголизма. У нас, к сожалению, отношение к этой проблеме крайне противоречивое и непоследовательное. Достаточно сравнить антиалкогольное законодательство 1985 года с запредельным либерализмом настоящего времени. Отсутствуют не только государственные программы по снижению уровня пьянства и алкоголизма, но и ликвидированы такие меры социальной защиты населения как лечебно-трудовые профилактории и максимально сокращены медицинские вытрезвители. Все это происходит на фоне правового вакуума по отношению к преступлениям и правонарушениям под влиянием алкоголя.
В частности, в уголовном законодательстве исключено опьянение из перечня отягчающих обстоятельств, отменена уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, лишенным водительских прав за такое нарушение, или управление транспортными средствами в состоянии опьянения лицом, не имевшим водительских прав, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такое нарушение (ст. 211 УК РСФСР I960 года).
Аналогичные новации появились и в трудовом законодательстве. Так, в нем была исключена ответственность за распитие спиртных напитков на рабочем месте, но был сохранен запрет на появление на работе в состоянии опьянения.
В результате в настоящее время ответственность за правонару­шения под влиянием алкоголя полностью переведена в сферу административного и трудового законодательств. Между тем, в них имеются весьма существенные пробелы. Они не только усложняют реализацию правоприменительной практики, но и лишают ее смысла.
В действующем КоАП РФ имеются две правовые нормы, которые направлены на пресечение пьянства и алкоголизма. Одна из них представляет собой сухой закон, другая — ограничивает употребление алкоголя.
Что касается сухого закона, то полный запрет на употребление спиртных напитков содержится в диспозиции статей 6.10, 20.20 и частично в статье 20.22 КоАП РФ. Правовая норма в них, представляющая собой сухой закон для несовершеннолетних и общественных мест, изложена посредством запрещения употреблять спиртные напитки вообще, независимо от того, наступило или не наступило опьянение. Медицинское освидетельствование при этом не требуется. Для фиксации правонарушения достаточно составления протокола об административном правонарушении.
Негативный эффект всех спиртосодержащих напитков зависит не только от их крепости, но и от количества выпитого. В частности, пивной алкоголизм широко распространен в странах, где пиво является традиционным национальным напитком. На Западе уже давно известна категория так называемых непьяных алкоголиков, которые употребляют спиртные напитки в небольших количествах, недостаточных для опьянения.
Ограничение употребления алкоголя относится к водителям транспортных средств и работникам при урегулировании трудовых отношений. Достигается оно введением дефиниции «опьянение» в правовую норму статей 11.8, 11.13, 12.8, 12.26, 12 32, 20.21, 27.12 КоАП РФ и статей 76 и 81 ТК РФ.
Указанная структура правовой нормы свидетельствует о том, что законодатель признает опасным при вождении не сам факт употребления алкоголя, а употребление его в таких дозах, которые приводят к опьянению. Аналогичную позицию занимает законодатель по отношению к работникам, которые подлежат отстранению от работы за появление на рабочем месте в состоянии опьянения.
Бланкетная диспозиция правовой нормы допускает ее произвольное толкование, поскольку у нас нет законодательного определения опьянения. Нет также и нормативного определения опьянения в ведомственных актах МВД и Минздрава РФ, регламентирующих порядок направления и проведения медицинских освидетельствований на состояние опьянения. Отсутствует даже официальное общеобязательное толкование опьянения. Более того, в самой медицине не существует общепринятого определения опьянения. А самое главное, нет законодательно установленной предельно допустимой концентрации алкоголя в крови.
В результате, в настоящее время у нас нет официального определения опьянения, следовательно, нет и официального состояния «опьянение». Вместо него в нормативных правовых актах используется не научный (юридический или медицинский) термин, а бытовое понятие, содержание которого приведено в толковых словарях русского языка (В. Даль, С. И. Ожегов и др.).- пьяным считается тот, кто выпил много спиртного.
В результате опьянение как ненормативное и неофициальное состояние определяется сегодня по понятиям в соответствии со своими субъективными представлениями и личным алкогольным опытом. Не решают проблему и медицинские освидетельствования. Так, в акте медицинского освидетельствования приведены лишь некоторые признаки опьянения. Этот перечень неполный, не исчерпывающий, а сами признаки опьянения не верифицированы, отсутствует ранг статистической достоверности каждого признака, не установлена минимальная суммарная величина их, достаточная для научного и объективного обоснования опьянения. Поэтому при несогласии освидетельствуемого, имеющего свои субъективные представления об опьянении, с заключением оно теряет свое доказательственное значение. Такова цена научной несостоятельности термина «опьянение», включенного в диспозицию правовой нормы.
Между тем Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений указал, что правовая норма должна быть определенной, ясной и недвусмысленной, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, ведет к произволу (Постановление Конституционного Суда от 13 декабря 2001 г. № 16-П).
Судебная практика не считается с такой позицией КС РФ. Решения по делам об административных правонарушениях по статьям 11.9, 11.13, 12.8, 12.32 КоАП РФ принимаются на основании несостоятельной правовой нормы. Вследствие этого они не могут считаться законными, если не имеется согласия водителя с результата­ми медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При несогласии водителя с результатами медицинского освидетельствования на состояние опьянения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием как состава, так и события административного правона­рушения (ст. 24. 5 КоАП РФ). Хотя такой поворот кажется маловеро­ятным, иного законного решения нет, поскольку сегодня никто не знает, что такое опьянение, и не имеется законодательно установленной предельно допустимой концентрации алкоголя в крови.
Если для водителей транспортных средств обязательное ведение производства по делу об административном правонарушении по ст. 12.8 и аналогичным статьям КоАП РФ строго регламентировано (протокол об административном правонарушении, протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, рассмотрение дела об административном правонарушении в суде, участие в нем защитника, представителя, специалиста, эксперта и т.д.), то для работников, подозреваемых в появлении на работе в состоянии опьянения, трудовым законодательством предусмотрен упрощенный порядок расследования конфликтных ситуаций, но и для него присущи такие же проблемы из-за несостоятельности термина «опьянение», включенного в правовую норму.
Таким образом, административное и трудовое законодатель­ства в настоящее время не располагают эффективными мерами борьбы с пьянством и алкоголизмом и нуждаются в корректировке правовой нормы, регулирующей отношение к алкоголю.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По состоянию на 5 января 2006 года// СПС Консультант Плюс: Законодательство.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1982 г.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1981 г.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Издательство Приор.2002 г.

Опубликовано: Цивилизация знаний и выбор эффективных стратегий развития современного общества. Материалы второй межвузовской научно-практической конференции. Москва-Александров.2006. С.226-228

В Российской Федерации существует закон о продаже алкоголя еще с 90-х гг. Обуславливает документ отношения между юридическими лицами, выступающими в качестве продавцов алкогольной продукции, с физическими лицами, покупателями алкоголя. Далее в статье будут рассмотрены последние изменения документа и правила по продаже алкогольной продукции.

Описание закона

Федеральный Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили документ 15 ноября того же года. В законную силу вступил акт 22 ноября 1995 года. Последние изменения в настоящий Федеральный Закон №171 были внесены 3 июля 2016 года.

Регламентирует ФЗ №171 правовые основы изготовления этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции. Также законопроект устанавливает ограничения потребления алкоголя. Целью настоящего закона является охрана нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. На уровне Федерации, данный документ преследует цель по защите экономических интересов РФ.

Состоит Федеральный Закон о продаже крепкого алкоголя из 4 глав и 27 статей:

Глава 1 (ст 1-7) указывает на общие положения законодательного акта — сфера действия, правовое регулирование, полномочия государственных органов власти в отношении алкогольной продукции.

Глава 2 (ст 8-17) указывает на требования, предъявляемые к изготовлению продукции с содержанием этилового спирта — правила пользования специальным оборудованием, необходимые документы.

Глава 3 (ст 18-22) указывает на порядок лицензирования деятельности по изготовлению и обороту алкогольной продукции — прекращение действия лицензии, восстановление лицензии.

Глава 4 (ст 23-27) указывает на проведение контроля за деятельностью организаций, занимающихся производством и сбытом алкогольной продукции — лицензионный контроль, государственный надзор, общественный контроль.

Действие закона об алкоголе не распространяется на:

  • физических лиц, изготавливающих спиртосодержащую продукцию для собственного потребления, не в целях сбыта;
  • на зарегистрированные лекарственные препараты, содержащие спирт;
  • на аптеки, занимающиеся производством лекарственных препаратов с содержанием этилового спирта;
  • изготовление и пользование продуктов с содержанием спирта, не пригодного для внутреннего употребления, находящегося в металлической упаковке объемом не больше 450 мл;
  • ввоз и вывоз из территории России алкоголя, предназначенного для пользования официальных представительств иностранных государств или дипломатических представительств;
  • ввоз и вывоз алкоголя, используемого в качестве образцов на выставке.

Вышеуказанная алкогольная продукция попадает под действие других законодательных актов.

Последние изменения в законе о торговле алкоголем

Настоящий Федеральный Закон действует с 1995 года. С момента его издания он претерпел внесение множества изменений, дополнений и поправок. Последняя редакция законодательного акта приходится на 3 июля 2016 года.

Статья 8 Федерального Закона № 171

Данная статья описывает принципы пользования специальным оборудованием для изготовления и сбыта этилового спирта. 1-ый пункт настоящей статьи гласит, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства обязаны иметь сертификат на используемое ими оборудование. 2-ой пункт гласит, что все используемое оборудование должно быть оснащено датчиками измерения для учета концентрации спирта в продукции. Пункт 2.1 (в этом пункте в 2016 году было сделано дополнение в виде подпункта 3) гласит о том, что все специальное оборудование должно быть оснащено средствами фиксации и передачи данных в единую государственную автоматизированную информационную систему.

Статья 11 ФЗ о продаже алкоголя

Положения рассматриваемой статьи обуславливают перечень особых требований, которые предъявляются к организациям, изготавливающим и продающим алкогольную продукцию. В качестве особых требований выступают:

  • Изготавливать алкогольную продукцию вправе организации, имеющие лицензию. Изготовление вина, игристого вина вправе осуществлять сельскохозяйственные производители с учетом, что алкогольная продукция производится из собственного винограда;
  • Изготавливаемый объем вина (игристого вина) у одного производителя — в год не должен превышать 5 000 декалитров;
  • Осуществлять розничную продажу алкоголя вправе юридические лица и индивидуальные предприниматели;
  • Для изготовления алкоголя, по закону, разрешается использовать только этиловый спирт, приготовленный из пищевого сырья.

В последней редакции в 2016 году, в данную статью изменения не вносились.

За последние несколько лет (с 2013 года) были внесены изменения в настоящий закон №171:

  • появился запрет на рекламирование крепких алкогольных напитков в печати и в сети Интернет;
  • на самую дешевую водку были повышены цены на 40%;
  • обязательно на всей алкогольной продукции должна быть надпись о вреде здоровья при чрезмерном употреблении;
  • были введены ограничения на места по распитию спиртных напитков;
  • в ночное время запрещено продавать алкоголь, кроме пива крепостью менее 5%.

Правила продажи алкогольной продукции в РФ

По закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разрешается продавать алкогольную продукцию юридическим лицам (ЗАО, ОАО) и Индивидуальным Предпринимателям, имеющим специальную лицензию. Кроме лицензии у продавца алкоголя должны быть в порядке все документы, указанные в статье 10.2 настоящего закона.

Согласно положениям статьи 16 настоящего Федерального Закона о продаже спиртосодержащих веществ, запрещается сбывать алкоголь:

  • без необходимых документов — сертификат, лицензия, декларации и т. д.;
  • удаленным способом, например, через сеть Интернет;
  • в полимерной таре, объемом больше 1,5 литра.

Исходя из текста 171 Федерального Закона, алкоголь запрещено продавать гражданам, не достигшим 18-летнего возраста. Если у продавца возникают сомнения по поводу совершеннолетия покупателя, то он вправе попросить документ, удостоверяющий возраст гражданина. По закону, среди запрашиваемых документов могут быть:

  • внутренний паспорт РФ;
  • загранпаспорт России;
  • водительские права;
  • военный билет;
  • паспорт гражданина другой страны;
  • вид на жительство.

Разрешенное время для продажи алкоголя

Согласно положениям Федерального Закона о продаже алкогольной продукции — есть ограничение по времени на продажу спиртных напитков. При продаже спиртных напитков следует соблюдать установленное законодательством время:

  • в г. Москва и в большинстве городов России — с 23.00 до 8.00 — нельзя продавать алкоголь;
  • в Московской области — с 21.00 до 11.00;
  • в г. Санкт-Петербург — с 22.00 до 11.00;
  • в Новосибирске — с 22.00 до 9.00.

По закону, в вышеуказанный период времени запрещается продавать крепкие алкогольные напитки, исключение составляют:

  • пиво, не более 5% крепости;
  • пивные напитки;
  • сидр;
  • пуаре;
  • медовуха.

Нюансы розничной торговли

К нюансам розничной торговли алкогольной продукцией относится не только наличие всей документации и соблюдение временного режима, но также большое значение имеет место, где продается алкоголь. Места, в которых запрещена продажа алкоголя:

  • в зданиях, осуществляющих образовательную деятельность, обучение, предоставляющие медицинские услуги;
  • на местности, которая окружает здания и сооружения, ведущие, образовательную, медицинскую, культурную, обучающую деятельности;
  • на спортивных сооружениях и прилегающих к ним территориях;
  • на оптовых и розничных базарах, за исключением — розничной продажи сельскохозяйственными производителями;
  • на транспортных остановках, в станциях метро, на автозаправках;
  • в общественном транспорте;
  • в зданиях и сооружениях и территориях прилегающих к ним, предназначенных для управления войсками, для построения боевых позиций и т. д.;
  • на вокзалах;
  • в аэропортах и на местности, прилегающей к ним;
  • в местности расположения источников повышенной опасности;
  • на территории проведения публично массовых мероприятий.

Порядок продажи алкогольной продукции оптом

Согласно Федеральному Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», оптовая продажа алкогольной продукции подразумевает выполнение определенного порядка действий.

Порядок действий при продаже спиртосодержащей продукции:

  • закупка алкоголя;
  • хранение товара;
  • поставка товара в розничные магазины оптовыми партиями.

Для осуществления оптовой торговли подобными товарами, необходимо получить соответствующую лицензию в специализированном учреждении — Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Выданная лицензия действует в течении пятилетнего периода, с момента ее выдачи уполномоченным органом. Для ее получения, оптовая компания обязана оплатить государственную пошлину в размере 800 000 руб.

Перед отправкой алкогольной продукции по розничным точкам, сотрудники оптовой компании должны убедиться, что вся тара соответствует законодательным нормам. По закону, при продаже, на упаковке обязательно должны указываться:

  • информация о продукции, которая входит состав алкогольного напитка, с перечислением ингредиентов;
  • пищевая ценность алкоголя;
  • все имеющиеся противопоказания применения спиртного напитка;
  • место изготовления;
  • дата производства;
  • срок годности.

По закону, если при покупке алкоголя покупатель не обнаруживает всей необходимой информации на бутылке, то он вправе обратиться за защитой потребителей.

Следовать всем правилам и принципам при продаже алкогольных напитков обязаны все продавцы, как оптовые, так и розничные. Они должны соблюдать правила на основании выданной им лицензии специализированным учреждением. Органы государственной власти вправе вносить изменения и устанавливать запреты на продажу какого-либо вида алкоголя. Об этих государственных полномочиях указано в Федеральном Законе №171 в 16 статье.

За нарушения принципов и правил по продаже алкогольной продукции следует административная ответственность. Штрафные санкции взимаются, согласно положениям статьи 14.16 КоАП России. Исходя из текста 14.16, за нарушения положений Федерального Закона №171 взимаются штрафы в размере от 10 000 — 500 000 рублей.

Для осуществления оптовой или розничной продажи алкогольных напитков, необходимо знать все положения Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Скачать последнюю редакцию настоящего закона можно по ссылке.

В настоящее время лечение от алкогольной зависимости осуществляется исключительно по желанию лица, страдающего от этого заболевания. На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий принудительное лечение от алкоголизма по решению суда. Такая мера ответственности будет применяться по отношению к тем, кто неоднократно нарушил нормы административного законодательства и при этом злоупотребляет спиртными напитками.

Каким способом будет осуществляться принудительное лечение от алкоголизма

Стоит отметить, что избавление от алкогольной зависимости может осуществляться двумя основными методами:

  • путем проведения принудительного лечения;
  • используя меры профилактического характера.

Если же человек этого не сделает или же без разрешения уйдет из больницы, в отношении него могут быть применены дополнительные меры ответственности, которые могут быть представлены:

  • штрафом – его размер может варьироваться от 4000 до 5000 рублей;
  • административным арестом – максимальная продолжительность этого наказания – до месяца.

Юридический аспект принудительного лечения состоит в том, что обязать человека пройти курс терапии от алкоголизма вправе только суд. При этом осуществляется оценка существующих доказательств того, что лицо страдает от алкоголизма, нарушает закон (систематически) и самостоятельно не может справиться с проблемой.

Медицинский аспект заключается в проведении курса медикаментозного и психотерапевтического лечения, которое поможет не только избавиться от пагубного пристрастия, но и в определенной степени восстановить здоровье.

Здесь, как правило, речь идет о водителях, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии, а также мужчины, которые склонны быть инициаторами ссор, имеющих место в быту.

Механизм принудительного лечения

По результатам рассмотрения факта совершения правонарушения суд, помимо основного наказания, будет назначать прохождение медицинского освидетельствования в установленном порядке. Такая мера может применяться при соблюдении двух основных условий:

  1. Правонарушение административного характера совершено повторно.
  2. Имеются достоверные сведения о том, что правонарушитель злоупотребляет спиртными напитками.

В зависимости от итогов освидетельствования, возможны 2 варианта развития событий:

  1. Если имеет место факт наличия алкогольной зависимости – лицо направляется на принудительное лечение в лицензированное специализированное учреждение. Здесь специалисты определяют необходимость в стационарном либо амбулаторном лечении.
  2. Если зависимость еще не сформирована до конца и речь идет о так называемом «предалкоголизме» – нарушитель направляется с целью прохождения профилактических мероприятий. При этом участие в процессе реабилитации принимают не только наркологи, но и психотерапевты.

Это обусловлено тем, что суд, направляя на освидетельствование лицо, должен обладать неоспоримыми доказательствами того, что оно злоупотребляет спиртным.

Какие цели преследует законопроект

Принятие закона, который закрепит возможность осуществления принудительного лечения на основании судебного решения, позволит не только снизить уровень смертности среди страдающих алкоголизмом, но и предупредить совершение правонарушений повторно. Такая мера, в конечном итоге, должна в значительной степени снизить спрос на алкогольные напитки.

Как правило, правонарушители, которые страдают от зависимости от алкогольных напитков, не обращаются в добровольном порядке за специализированной медицинской помощью. Более того, они не считают себя алкоголиками и не видят причинно-следственной связи между употреблением спиртных напитков и совершением правонарушений.

Таким образом, лечение алкоголизма в рассматриваемом разрезе является неотъемлемым элементом профилактики преступности, а также совершения административных правонарушений.

Бесплатный вопрос юристу

Информация на сайте предоставлена для ознакомления. Каждая ситуация уникальна и требует личной консультации с опытным юристом. В этой форме вы можете задать вопрос нашим юристам по медицине.

Источники: http://advocatkuzmin.ru/articles/175-article32, http://210fz.ru/zakon-o-prodazhe-alkogolya/, http://gormons.ru/medpravo/metody-prinuditelnogo-lecheniya-ot-alkogolizma/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *