Наркомания алкоголизм для старшеклассников

Классные часы для старших классов. Тема: Наркотики, алкоголь и сигареты

Предварительная работа.

1) Дайте ученикам заполнить анкету «Что вам известно о курении, употреблении алкоголя и наркотиков?». Обсудите ее.

Вопросы для обсуждения:

— Считаете ли вы, что использование наркотиков или алкоголя связано с отрицательным давлением среды? Почему да? Почему нет?

— Как вы думаете, почему многие люди начинают курить, употреблять наркотики и алкоголь?

— Как вы думаете, стали бы люди меньше курить, если бы они четко представляли себе все пагубные последствия курения?

— Как вы думаете, почему подростки курят, пьют, употребляют наркотики?

2) Всем классом перейдите к теме «Опасность употребления наркотиков». Попросите учеников развить эту тему дальше. Составьте список других опасностей употребления наркотиков.

3) Обсудите всем классом ситуацию: «Искушение любопытством: наркотики и алкоголь».

— Как вы думаете, атмосфера вечеринок («тусовок») влияет на увлечение вредными привычками?

— Как вы думаете, существуют ли реальные способы уйти от давления среды?

Игра, направленная на формирование навыков ответственного поведения «Обсуждение историй»

Цель: определить, какими стратегиями выхода из сложных ситуаций владеют участники группы; найти наиболее эффективные.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника.

Предложите участникам написать мини-сочинение (примерно из 5-7 предложений) на одну из тем:

«Что будет, если меня попросят пронести наркотик»;

«Что будет, если мне будет очень плохо»;

«Что будет, если я буду очень одинок»;

«Что будет, если я серьезно заболею»;

«Что будет, если класс отвернется от меня»;

«Что будет, если я не смогу отказаться от наркотика».

Вся группа пишет сочинение на одну тему. Это даст возможность более подробно обсудить каждое сочинение.

Обсуждение.

Чем заканчивались истории? Какие выходы были предложены? Сколько было позитивных, сколько негативных окончаний историй (в %)? Есть ли наиболее эффективный выход из ситуации? Какой? Какие возможные стратегии могут быть наиболее эффективными?

Приложения

Прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

Алкоголь

1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции. <Нет.)

2. Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу. (Да.)

3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т. д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т. д.). (Нет.)

4. Алкоголь — это яд. (Да.)

5. По меньшей мере половина дорожных происшествий являются результатом вождения в нетрезвом виде. (Да.)

6. Алкоголь препятствует быстрой реакции. (Да.)

7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются). (Да.)

8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда даже может вызвать у него умственную отсталость. (Да.)

9. Большинство алкоголиков — деградировавшие люди с низким уровнем образования. (Нет.)

10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде. (Нет.)

11. Подросток может стать алкоголиком от пива. (Да.)

12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста. (Да)

Сигареты

1. 25% всех смертей от рака обусловлены курением табака. (Да.)

2. Выкуривание хотя бы 1-4 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца. (Да.)

3. Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин. (Да.)

4. Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яды. (Нет.)

5. Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы. (Да.)

6. Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими в присутствии курящих) не опасно. (Нет.)

7. Одна треть мест в больницах занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака. (Да.)

8. 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин являются результатом курения. (Да.)

9. Одна сигарета в день не опасна для здорового человека. (Нет.)

10. Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди. (Да.)

Наркотики

1. Большинство наркотиков не представляют собой серьезной угрозы здоровью, если принимаются в умеренных количествах. (Нет.)

2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят. (Да.)

3. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна. (Да.)

4. Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть. (Да.)

5. В каждой дозе марихуаны содержатся неизвестные ядовитые вещества. (Да.)

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются. (Да.)

7. После принятия определенных наркотиков принявший их нуждается в еще большем их количестве для получения того же эффекта. (Да.)

8. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом. (Нет.)

9. Алкоголь — это наркотик, стимулирующий центральную нервную систему, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии. (Нет.)

10. Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны и вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах. (Да.)

Опасности, связанные с употреблением наркотиков

— Передозировка ведет к потере сознания и даже к смерти.

— Аварии в состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения происходят чаще.

— Привыкание, физическая и психическая зависимость.

— Повышенные эмоции и нерациональное поведение.

— Головокружение и тошнота после принятия.

— Мгновенная смерть (чистый кокаин).

— СПИД и другие заболевания в результате пользования зараженной иглой.

— Потеря стремлений, лень (от марихуаны).

— Врожденные дефекты у детей.

— «Рецидивы» (внезапная тяга к наркотикам в любое время по еле прекращения их принятия, характерная для ЛСД или «Ангельской пыли»),

— Эмоциональные и физические нарушения.

— Другие серьезные нарушения здоровья.

Классификация и действие некоторых широко применяемых лекарств

Стимуляторы (имеют возбуждающее действие, вызывают говорливость, суетливость, сверхвозбудимость).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— галлюцинации, непонимание обстановки.

Депрессанты (используются для вызывания сна у больных). Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— неспособность к адекватному восприятию обстановки и четкому мышлению;

— непроизвольное движение глаз;

— агрессивность; передозировка барбитуратов (даже случайная) может привести к смертельному исходу (вероятность этого гораздо выше, чем при применении других лекарств).

Галлюциногены (лекарства, вызывающие изменения в ощущениях, мышлении, реакции на окружающее и чувствах).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— неадекватность психических переживаний;

— может вызвать психическое заболевание;

— может развиться нарушение хромосом;

— психический срыв может наступить через несколько недель после последнего приема лекарств;

— нарушение восприятия времени и пространства;

— появление галлюцинаций и видений.

Марихуана (обычно свертывается в сигареты. При курении вначале вызывает возбуждение. Однако длительное употребление вызывает вялость и потерю сознания).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— зрачки глаз расширены, а сами глаза наливаются кровью;

— потеря восприятия времени и пространства;

— судорожное подергивание мускулов;

— учащенный пульс и сердцебиение;

— потеря осмысления обстановки;

— психическая зависимость при длительном употреблении.

Наркотики-лекарства, в состав которых входит героин (болеутоляющие и имеющие снотворное действие).

Психические и соматические последствия чрезмерного употребления:

— героин воздействует на головной, спинной мозг, дыхательные органы;

— первоначальная реакция — чувство покоя и блаженства. Это чувство быстро проходит, требуется большее количество лекарства при следующем приеме;

— сразу после инъекции героина наступает сонливость;

— суживаются зрачки глаз.

Предупреждающие симптомы при употреблении наркотиков:

1. Покраснение век и носа. Зрачки увеличиваются или уменьшаются в зависимости от типа лекарства.

2. Нарушение адекватности поведения. Поведение — замедленное, неровное, отрешенное, или, напротив, истеричное, конвульсивное.

3. Нарушение аппетита, иногда — потеря веса.

4. Изменение психики: невнимательность, раздражительность, чувство подавленности, агрессивность, подозрительность.

5. Нарушение пищеварительной системы. Появление головных болей, раздвоение изображения. Изменение цвета кожи и осанки корпуса.

6. При внутривенном использовании появляются отметки от игл (особенно на руках).

7. Моральная деградация, замена прежних идей и ценностей.

Обсудить результаты анкетирования.

Дискуссия (сформулировать правила поведения для противостояния негативным влияниям окружающей действительности).

Начните классный час с проведения любой игры на групповое сплочение (см. Приложение).

Затем учитель проводит анализ анкетирования, делает выводы.

Учитель. Давайте для начала выясним, что же представляют собой спиртные напитки, или алкоголь.

1 участник. Спиртные напитки – это напитки, большей частью состоящие из ароматизированной воды. Говоря по-научному, алкоголь – это жидкость, полученная при сбраживании сахаров дрожжами, в результате чего сахар превращается в спирт. Затем спирт смешивают с водой и вкусовыми добавками.

2 участник. Для того чтобы человек знал, что он пьет, и мог рассчитывать свои силы, на этикетках указывают процентное содержание спирта в этих напитках. Содержание спирта зависит от того, сколько воды добавлено в напиток, и может колебаться от 40% (водка, виски) до 5–1% (слабоалкогольное пиво, алкогольный лимонад). По большому счету для вашего организма не столь важно, чем вы его отравите: ста граммами водки или парой бутылок пива.

1 участник. Впервые получил относительно чистый спирт монах Базилиус Валентинус из Эрфурта. Как большинство алхимиков, он пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми. Можно сказать, это ему удалось…

2 участник. Специалисты по различного рода зависимостям говорят об алкоголе как о наркотике номер один. Этиловый спирт, или этанол, – бесцветная, прозрачная, летучая, легковоспламеняющаяся жидкость. Обладает резким запахом, жгучим вкусом.

1 участник. По фармакологическим свойствам этиловый спирт относится к наркотикам жирного ряда (таким как эфир и хлороформ). При концентрации 20% этанол вызывает обезвоживание и свертывание клеточной протоплазмы. При концентрации свыше 70% этанол денатурирует (изменяет конфигурацию молекул, разрушает) тканевые белки.

2 участник. Наглядно этот процесс можно увидеть на простом опыте: разбейте в прозрачный стакан яйцо и залейте его спиртом.

Проведите этот опыт на занятии, чтобы наглядно можно было увидеть, как сворачивается белок под действием спирта.

3 участник. Алкоголь – наркотик.

4 участник. Отличительными особенностями наркомании являются:

  • влечение к постоянному приему наркотических веществ в возрастающих количествах;
  • стойкая психическая зависимость от наркотического вещества;
  • абстиненция – болезненное состояние организма, которое возникает в начале воздержания от наркотиков.

3 участник. В течении алкоголизма можно четко выделить все эти три особенности.

4 участник. Некоторые исследователи не относят алкоголь к наркотикам, ссылаясь на то, что в крови человека в норме присутствует этанол (0,01–0,03%), а также имеются ферменты для его расщепления.

3 участник. Однако исследования последних лет показали, что мозг человека вырабатывает и собственные наркотики. Например, из гипофиза выделены морфиноподобные вещества – эндорфины. Они регулируют активность головного мозга, ощущение удовольствия и боли.

4 участник. Приятные ощущения после приема алкоголя объясняются его способностью усиливать выработку эндорфинов в ткани мозга. При регулярном употреблении алкоголя естественный синтез эндорфинов и этанола угнетается, и потребность организма в алкоголе постоянно возрастает, появляется синдром похмелья при его отмене.

5 участник. Уже упомянутый нами хирург Федор Григорьевич Углов пишет в одной из своих книг: «Я хирург, я всю жизнь оперирую больных. И я видел то, чего не видят обычные люди. У человека нет такого органа, который бы не страдал от приема спиртных изделий – любых, не важно, водка ли это, вино или пиво. Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг. Потому что там концентрация алкоголя максимальна. Если концентрацию алкоголя в крови человека принять за 1, то в печени она будет 1,45, а в мозгу – 1,75… Попытки отнести вредное действие алкоголя только к тем, кто признан алкоголиками, в корне неверны… Если мы спросим любого, что называется, беспросыпного пьяницу, считает ли он себя алкоголиком, он ответит категорически, что он не алкоголик… Он будет уверять, что пьет “умеренно”. (Кстати сказать, это самый коварный термин, за которым укрываются алкоголики.)

Если бы кто-нибудь устно или в печати начал пропагандировать “умеренное” употребление гашиша или марихуаны или предложил бы учить детей с ранних лет “культурно” принимать хлороформ, что бы мы сказали об этом человеке? В лучшем случае мы бы решили, что это сумасшедший, которого надо поместить в психиатрическую больницу. В худшем – что это враг, который собирается причинить нашему народу неисчислимые бедствия. Почему же мы не помещаем в психиатрическую больницу или не сажаем в тюрьму тех, кто на всю страну пропагандирует употребление с ранних лет алкоголя – такого же наркотика, который по своему вредному влиянию не отличается от хлороформа.

…Упадок нравственности ярко выражается в потере стыда. В целом ряде научных документов доказывается, что потеря стыда в обществе происходит параллельно с развитием алкоголизма в стране, наглядно показывается великая охранительная сила стыда и большая опасность такого яда, как спиртные изделия, которые обладают свойствами понижать силу и тонкость чувства… Между тем стыд не только держит в известных границах физические проявления, но является одним из основных начал нравственной жизни человека, делая его чутким к мнению других и охраняя от всего, что постыдно в нравственном отношении». (Из книги «Правда и ложь о разрешенных наркотиках».)

6 участник. Еще раньше Лев Толстой в своей статье «Для чего люди одурманивают себя» пишет: «Не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака, а только в потребности скрывать от себя угрызения совести… Трезвому совестно то, что не совестно пьяному… Если человек хочет сделать поступок, который совесть воспрещает ему, он одурманивается. Девять десятых преступлений делается так: “Для смелости выпить…”»

7 участник. Кто-то скажет, что врачи рекомендуют: коньяк расширяет сосуды, а сухое вино вообще лекарство.

8 участник. То, что от таких рекомендаций происходит алкоголизм и дефективное потомство – это где-то у кого-то, только не у вас.

7 участник. Но есть другие врачи, которые серьезно озабочены состоянием современного общества. Занимаясь вплотную проблемой влияния алкоголя на организм человека, они пришли к неутешительным и угрожающим выводам.

8 участник. Но их никто не слышит, потому что они идут вразрез устоявшимся нормам и убеждениям. К тому же они могут затормозить развитие спиртного бизнеса. Чтобы этот бизнес процветал, нужны пьющие массы.

7 участник. Таким массам скажи только, что коньяк расширяет сосуды, в пиве витамины, а у алкоголиков в сосудах растворяются склеротические бляшки – и дело будет в шляпе на много лет вперед.

8 участник. В прессе то и дело мелькают сообщения о пользе вина. То в Австралии ученые якобы открыли, что ежедневное потребление бокала красного вина предотвращает инфаркт, то во Франции медики доказали: бутылка сухого вина способствует хорошему пищеварению.

7 участник. Действительно, и водка, и коньяк, и вино чрезвычайно полезны, но не тем, кто их пьет, а продавцам и производителям: за свой товар они получают огромные деньги. И за огромные деньги покупают «ученых», которые и пишут, что вино и водка – полезные продукты.

8 участник. Первыми придумали покупать авторитетное мнение санкт-петербургский банкир и владелец Ленских золотых приисков барон Гинцбург с товарищами в 1911 году. Однако с их «покупкой» вышел большой конфуз.

7 участник. Банкиры-виноторговцы предложили открыть институт для изучения влияния алкоголя на организм человека. На что самый авторитетный ученый того времени Иван Петрович Павлов категорически ответил:

8 участник. «Институт, ставящий себе непременною целью открыть безвредное употребление алкоголя… не имеет права именоваться научным институтом… А потому все те, кому дороги государственные средства, здоровье населения и достоинство русской науки, имеют обязанность поднять свой голос против учреждения института такого назначения».

Учитель. Обратитесь ли вы к истории народов, или к истории отдельных личностей, вы увидите, что увлечение алкоголем никому еще не принесло добра. Сколько талантливых умов или просто хороших людей было погублено с помощью этого изобретения человечества.

Занятие для подростков по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к табаку, алкоголю и наркотикам.

Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу

Продолжительность: 40 мин.

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие- тренинг.

Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

Ребята, представьте, что в этой коробочке находятся вещества, которые вызывают расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пробовать это вещество?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам вещество неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались пробовать.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, об никотине, алкоголе и наркотиках.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место. Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

4. Упражнение «Марионетка»

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек».

Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы:

1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?

2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках?

3. Хотелось ли что-либо сделать самому?

4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

— Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

5. Конверт «ЗАВИСИМОСТЬ»
Цель: выявление типичных точек зрения по вопросам.
Предложите свой вариант предложения, начало которого:
— когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя.
— в общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает.
— свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через.
— когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю.
— ситуация, в которой я мог бы стать зависимым.
— когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого или чего-либо, я.
— быть независимым для меня означает.
— я понимаю, что зависимость — это.

Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы.

— Эта часть занятия начинается с упражнения «Ассоциации». На листе бумаги вертикально пишется слово «Наркотик», «Алкоголь», «Табак» и участникам предлагается написать к каждой букве этого слова свою ассоциацию.

— Проведение мини-опроса. Цель: выявления уровня информированности детей по следующим вопросам:

1) что такое наркотики, табак, алкоголь?

2) какие вещества относятся к наркотическим?

3) как вы думаете, зачем некоторые люди употребляют наркотики?

4) как вы считаете, легко ли прекратить употреблять наркотики?

Информационный блок. (Продолжительность 30 мин.)

Презентация «О вреде курения, алкоголя, наркотиков».

— демонстрация тематических буклетов, журналов;

Техника «Чистый экран» Давайте представим себе:

Родился ребенок (рисуем на ватмане маленького человечка).

Он идет в детский сад (рисуем маленький домик, подписываем его, перед входом рисуем человечка по-больше).

Теперь он подрос и идет в школу (рисуем и подписываем здание школы).

Зачастую, именно в период школьного обучения, происходит следующая ситуация:

— Наш человечек возвращается из школы или просто гуляет (рисуем идущего из школы человечка. Перед ним две дороги. Первая плавно поднимается вверх (голубого или зеленого цвета). Вторая — плавно опускается вниз (черного цвета).

— На второй дороге в самом начале рисуется бездонная яма, в которой находится человечки, протягивающие вверх руки.

— Компания (люди в яме) предлагает нашему герою: «Хочешь попробовать? Давай с нами, знаешь, какой кайф! Все проблемы сразу исчезают. Ты что, лох что ли?»

Теперь перед нашим героем стоит выбор. Какой? (Вопрос адресован к участникам.)

Давайте рассмотрим оба варианта выбора. Итак, наш герой решил попробовать предложенный наркотик (рисуем человечка, прыгающего в яму). Что происходит с ним на этой дорожке?

Зачастую, при первой пробе наркотика человек не испытывает ничего необычного, либо наоборот, первые дозы вызывают наиболее яркий кайф… На этом этапе проще всего отказаться от наркотика (рисуем дорожку, ведущую вверх, к голубой дороге).

Наш герой продолжает принимать наркотик, но получает уже меньше кайфа. Для того, чтобы получать желаемые ощущения нужно либо увеличить дозу, либо принимать другой, более сильный наркотик (…здесь, в Москве, доза у меня выросла до полутора стаканов в день, это много. И еще я всегда оставлял на утро, чтобы раскумариться. Это вроде похмелья, как у алкашей. У нас называется — кумар. То есть кайфа уже не было. Понимаете, вначале ловишь кайф, а потом привыкаешь и уже нет ничего, только бы раскумариться. Вначале кайф, а потом вся жизнь идет на то, чтобы стать нормальным. Уколешься с утра — и вроде голова прояснилась, глаза все видят, соображаешь, что к чему. То есть просто становишься нормальным, как все, а о кайфе уже и речи нет. И как бы получается, что овчинка выделки не стоит. Хотя можно и потом ловить кайф. Это если перейти на более сильный наркотик. «Сны золотые», стр.20.)

Но теперь «друзья» не дают наркотик просто так, а хотят за него деньги. («Сны золотые», стр. 55.). Но и затем, наркотик не дает кайфа, а только позволяет человеку чувствовать себя нормально.

Что же происходит с человеком, что он не может остановиться? Унижается, ворует, подсаживает других на наркотик, лишь бы заработать себе на дозу?

На свободном месте рисуется схема. Представьте себе, человек идет по улице, очень жарко, а по близости нет ни ларька, ни магазина, где бы он мог купить воды.

Вопрос к участникам: «Что он чувствует сейчас? Приятные или неприятные ощущения?» В левой стороне пишется «жажда» с минусом сверху. Но вот он видит на улице колонку с водой, напивается воды. Вопрос: «Что он чувствует?» Напротив слова «жажда» пишем — «удовольствие».

Так уж устроено природой, что человек, испытывая хорошие ощущения, одновременно приносит и организму пользу (утоление голода, жажды полезно для организма), и не может без этих действий существовать.

Что же происходит с организмом, когда человек принимает наркотик? Дело в том, что в мозгу человека присутствуют в малых дозах вещества сходные по составу с наркотическими, и когда к этому малому количеству присоединяется большее количество наркотика, происходит «взрыв» ощущений.

Таким образом, наркотик одевает «маску» полезного вещества, неся на самом деле вред организму.

Со временем организм настолько привыкает к наркотику, что при малейшем перерыве в приеме он начинает «требовать» следующую, большую дозу.

Продолжаем рисовать на первом рисунке. Изображаем больного человечка. Если организм не получает дозу наркотика, то начинаются так называемые «ломки» (просмотр отрывка фильма «На игле», либо зачитывание отрывка из книги «Сны золотые» стр.21.)

С этого момента человек осознает, что он стал рабом наркотика, а часто и человека, у которого он получает наркотик (отрывок из книги «Сны золотые» стр.54 — 56.)

Если человек продолжает употреблять наркотики, то он неизбежно погибает. Смерть может наступить в результате передозировки, несчастного случая в состоянии опьянения, самоубийств в состоянии опьянения, очень часто наркоманы заражаются ВИЧ, переходящим в СПИД. Либо сам организм изнашивается настолько, что не в состоянии жить.

Но ведь есть и второй выбор, вторая дорога (возвращаемся на «распутье»). Человечек обходит яму (рисуем соответствующий рисунок). Он оканчивает школу, имеет возможность радоваться солнечному дню, первому снегопаду, он может вдыхать морозный воздух, переживать первую влюбленность, создавать свою семью, воспитывать своих детей (во время перечислений делать соответствующие зарисовки на голубой дороге). Можно дать участникам самим «рисовать» события на голубой дороге.

Теперь, ребята, вы знаете, что ожидает человека за каждым выбором. Только вы сами можете принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помните о двух дорогах.

Сделать надписи в правой верхней части рисунка «Жизнь без наркотиков» и в правой нижней части рисунка «Существование с наркотиками».

Приобретение практических навыков. Закрепление.

Список ценностей. В жизни каждого из нас есть то, что нам дорого. Составьте, пожалуйста, список своих жизненных ценностей. Далее ребята зачитывают свои списки ценностей.

— Практически у каждого из нас семья является высшей ценностью. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры являются для нас самыми близкими людьми на свете.

Ребята, подумайте и скажите, как злоупотребление алкоголем, наркотиками влияет на семейную жизнь? Знаете ли вы семьи, которые столкнулись с этой бедой? Приведите примеры.

Наше будущее в наших руках. Как мы можем защитить наших близких? Подумайте, как можно бороться с этой проблемой? Безусловно, лучший способ защитить близких, самим отказаться от потребления алкоголя. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и возможные варианты отказа.

Ситуация 1. За праздничным столом дома родственники или родители предлагают тебе немного выпить.

Ответ: «Алкоголь вреден и опасен для моего здоровья. Я не хочу это пить».

Ситуация 2. Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение. В случае отказа ты станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет.

Ответ: Ты должен задуматься стоит ли дружить с такой компаний, где отношение к тебе определяется количеством выпитого. Являются ли эти люди истинными друзьями, если вовлекают тебя в такую зависимость? Можно объяснить свой отказ занятием спортом, походом в кино, гости, поездкой с родителями и т. д.

РОЛЕВАЯ ИГРА»
Цель: исследовать ситуацию соблазнения, выработка аргументированной позиции и навыков отказа.
Разбейтесь по парам. Вы — 2 подруги (друга), которые встретились на квартире, родителей нет. Одна предлагает выпить, наркотики вторая — называет аргументы отказа. Обратная связь: что было убедительно, а что — нет.

— просмотр и обсуждение ролика о вреде наркотиков и алкоголя.

— Заполняется «Листок впечатлений». Участники в свободной форме записывают свои впечатления о занятии и о отношении к вредным привычкам.

— Подведение итогов занятия, обсуждение полезности и новизны полученных знаний.

— Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

— Спасибо вам за активное участие, до свидания!

Источники: http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha/klasnyi-chas-dlja-starsheklasnikov-narkotiki-alkogol-i-sigarety-10-11-klas.html, http://licey.net/free/8-materialy_dlya_uchitelei/38-scenarii_klassnyh_chasov_dlya_starsheklassnikov/stages/1544-alkogol___yad_ili_narkotik.html, http://www.metod-kopilka.ru/trening_po_profilaktike_tabakokureniya_alkogolizma_i_narkomanii.-53277.htm

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *