Нормативноправовые акты по борьбе с алкоголизмом

24 часа, 365 дней в году

Распространение пьянства и алкоголизма и борьба с ними является одной из актуальных проблем человечества. Не является исключением и Российская Федерация. Отношение к алкоголю в настоящее время сформировалось в межотраслевой институт политических, социальных, экономических, правовых и медицинских проблем. Ограждая себя от негативных последствий, мировое сообщество занимает различные позиции по отношению к алкоголю -от ограничения до полного запрета на его употребление.
Во многих странах действуют специальные государственные и общественные программы по снижению отрицательных эффектов пьянства и алкоголизма. У нас, к сожалению, отношение к этой проблеме крайне противоречивое и непоследовательное. Достаточно сравнить антиалкогольное законодательство 1985 года с запредельным либерализмом настоящего времени. Отсутствуют не только государственные программы по снижению уровня пьянства и алкоголизма, но и ликвидированы такие меры социальной защиты населения как лечебно-трудовые профилактории и максимально сокращены медицинские вытрезвители. Все это происходит на фоне правового вакуума по отношению к преступлениям и правонарушениям под влиянием алкоголя.
В частности, в уголовном законодательстве исключено опьянение из перечня отягчающих обстоятельств, отменена уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством лицом, лишенным водительских прав за такое нарушение, или управление транспортными средствами в состоянии опьянения лицом, не имевшим водительских прав, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такое нарушение (ст. 211 УК РСФСР I960 года).
Аналогичные новации появились и в трудовом законодательстве. Так, в нем была исключена ответственность за распитие спиртных напитков на рабочем месте, но был сохранен запрет на появление на работе в состоянии опьянения.
В результате в настоящее время ответственность за правонару­шения под влиянием алкоголя полностью переведена в сферу административного и трудового законодательств. Между тем, в них имеются весьма существенные пробелы. Они не только усложняют реализацию правоприменительной практики, но и лишают ее смысла.
В действующем КоАП РФ имеются две правовые нормы, которые направлены на пресечение пьянства и алкоголизма. Одна из них представляет собой сухой закон, другая — ограничивает употребление алкоголя.
Что касается сухого закона, то полный запрет на употребление спиртных напитков содержится в диспозиции статей 6.10, 20.20 и частично в статье 20.22 КоАП РФ. Правовая норма в них, представляющая собой сухой закон для несовершеннолетних и общественных мест, изложена посредством запрещения употреблять спиртные напитки вообще, независимо от того, наступило или не наступило опьянение. Медицинское освидетельствование при этом не требуется. Для фиксации правонарушения достаточно составления протокола об административном правонарушении.
Негативный эффект всех спиртосодержащих напитков зависит не только от их крепости, но и от количества выпитого. В частности, пивной алкоголизм широко распространен в странах, где пиво является традиционным национальным напитком. На Западе уже давно известна категория так называемых непьяных алкоголиков, которые употребляют спиртные напитки в небольших количествах, недостаточных для опьянения.
Ограничение употребления алкоголя относится к водителям транспортных средств и работникам при урегулировании трудовых отношений. Достигается оно введением дефиниции «опьянение» в правовую норму статей 11.8, 11.13, 12.8, 12.26, 12 32, 20.21, 27.12 КоАП РФ и статей 76 и 81 ТК РФ.
Указанная структура правовой нормы свидетельствует о том, что законодатель признает опасным при вождении не сам факт употребления алкоголя, а употребление его в таких дозах, которые приводят к опьянению. Аналогичную позицию занимает законодатель по отношению к работникам, которые подлежат отстранению от работы за появление на рабочем месте в состоянии опьянения.
Бланкетная диспозиция правовой нормы допускает ее произвольное толкование, поскольку у нас нет законодательного определения опьянения. Нет также и нормативного определения опьянения в ведомственных актах МВД и Минздрава РФ, регламентирующих порядок направления и проведения медицинских освидетельствований на состояние опьянения. Отсутствует даже официальное общеобязательное толкование опьянения. Более того, в самой медицине не существует общепринятого определения опьянения. А самое главное, нет законодательно установленной предельно допустимой концентрации алкоголя в крови.
В результате, в настоящее время у нас нет официального определения опьянения, следовательно, нет и официального состояния «опьянение». Вместо него в нормативных правовых актах используется не научный (юридический или медицинский) термин, а бытовое понятие, содержание которого приведено в толковых словарях русского языка (В. Даль, С. И. Ожегов и др.).- пьяным считается тот, кто выпил много спиртного.
В результате опьянение как ненормативное и неофициальное состояние определяется сегодня по понятиям в соответствии со своими субъективными представлениями и личным алкогольным опытом. Не решают проблему и медицинские освидетельствования. Так, в акте медицинского освидетельствования приведены лишь некоторые признаки опьянения. Этот перечень неполный, не исчерпывающий, а сами признаки опьянения не верифицированы, отсутствует ранг статистической достоверности каждого признака, не установлена минимальная суммарная величина их, достаточная для научного и объективного обоснования опьянения. Поэтому при несогласии освидетельствуемого, имеющего свои субъективные представления об опьянении, с заключением оно теряет свое доказательственное значение. Такова цена научной несостоятельности термина «опьянение», включенного в диспозицию правовой нормы.
Между тем Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений указал, что правовая норма должна быть определенной, ясной и недвусмысленной, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике и, следовательно, ведет к произволу (Постановление Конституционного Суда от 13 декабря 2001 г. № 16-П).
Судебная практика не считается с такой позицией КС РФ. Решения по делам об административных правонарушениях по статьям 11.9, 11.13, 12.8, 12.32 КоАП РФ принимаются на основании несостоятельной правовой нормы. Вследствие этого они не могут считаться законными, если не имеется согласия водителя с результата­ми медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При несогласии водителя с результатами медицинского освидетельствования на состояние опьянения производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием как состава, так и события административного правона­рушения (ст. 24. 5 КоАП РФ). Хотя такой поворот кажется маловеро­ятным, иного законного решения нет, поскольку сегодня никто не знает, что такое опьянение, и не имеется законодательно установленной предельно допустимой концентрации алкоголя в крови.
Если для водителей транспортных средств обязательное ведение производства по делу об административном правонарушении по ст. 12.8 и аналогичным статьям КоАП РФ строго регламентировано (протокол об административном правонарушении, протокол об отстранении от управления транспортным средством, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, рассмотрение дела об административном правонарушении в суде, участие в нем защитника, представителя, специалиста, эксперта и т.д.), то для работников, подозреваемых в появлении на работе в состоянии опьянения, трудовым законодательством предусмотрен упрощенный порядок расследования конфликтных ситуаций, но и для него присущи такие же проблемы из-за несостоятельности термина «опьянение», включенного в правовую норму.
Таким образом, административное и трудовое законодатель­ства в настоящее время не располагают эффективными мерами борьбы с пьянством и алкоголизмом и нуждаются в корректировке правовой нормы, регулирующей отношение к алкоголю.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По состоянию на 5 января 2006 года// СПС Консультант Плюс: Законодательство.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 1982 г.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1981 г.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Издательство Приор.2002 г.

Опубликовано: Цивилизация знаний и выбор эффективных стратегий развития современного общества. Материалы второй межвузовской научно-практической конференции. Москва-Александров.2006. С.226-228

Алкогольная политика государства требует научно обоснованной правовой базы. Поэтому главным направлением антиалкогольной политики должны стать меры совершенствования правовой базы борьбы с пьянством.

Ситуация вседозволенности и безнаказанности поведения населения на почве употребления алкогольных напитков, сложившаяся на сегодняшний день, требует необходимости повышения применения административно-правовых, уголовно-правовых, гражданско-правовых и семейно-правовых средств и норм.

Исходя из этого, особо нуждается в совершенствовании уголовное законодательство, которое регулирует отношения в области борьбы с криминальными проявлениями пьянства и алкоголизма.

Большого внимания заслуживает и борьба с распространением привычки к употреблению алкогольных напитков среди несовершеннолетних. Такая борьба всегда велась и сейчас ведется не очень решительно. Как известно, употребление алкоголя является обстоятельством, провоцирующим преступность в среде подростков. В действующем законодательстве существует правовая норма, а именно ст. 151 УК РФ, которая регулирует борьбу с вовлечением несовершеннолетних в употребление алкогольными напитками, однако в судебной и следственной практике последних нескольких лет практически отсутствуют дела по факту вовлечения несовершеннолетних в распитие алкоголя. Следует отметить, что недооценка преступлений, связанных с вовлечением подростков в распитие алкоголя сильно понижает возможности профилактики этого явления среди несовершеннолетних.

Система правовых мер борьбы с алкоголизмом должна включать в себя все средства пресечения правонарушений общественного порядка.

На сегодняшний день, когда старое антиалкогольное законодательство уже не действует, а службы органов внутренних дел недооценивают важность борьбы с пьянством и алкоголизмом, встает особая необходимость обновления нормативных актов по организации профилактики алкоголизма.

Борьба с алкоголизацией населения предполагает постоянное и последовательное применение мер профилактики, которые должны быть направлены на реализацию антиалкогольной политики. Главную роль в этой сфере играют органы внутренних дел, по профилактике пьянства в их работе следует выделить основные направления:

— пресечение распития алкоголя и нахождения в пьяном виде в общественных местах;

— выявление притонов и лиц, предоставляющих помещения для распития алкогольных напитков, наркомании, токсикомании и т.д.

— установление лиц, нарушающих правила торговли алкоголем, изготовляющих и хранящих с целью продажи без лицензии и акцизов алкогольные напитки;

— предупреждение семейно-бытового пьянства;

— направленная антиалкогольная пропаганда и др.

В профилактике особое внимания должно уделяться подросткам и молодежи, так как эта категория населения, которая чаще подвержена совершению преступных действий под влиянием алкоголя.

Так же необходимо отметить, что на сегодняшний день законодательство РФ в области регулирования алкоголя представлено фрагментными и не очень согласованными нормами и актами. Основным законом, который регулирует алкогольную сферу является 171 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 19.07.1995 г., в цели которого не входит защита здоровья и социального благополучия человека. Из области регулирования данного закона выведено решение важных аспектов, которые формируют алкогольную угрозу с стране — алкогольных суррогатов медицинского и парфюмерного назначения, а так же самогоноварения. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 20.12.2001 № 195-ФЗ содержит очень мягкие санкции и не способен противостоять правонарушениям. Применение статей Уголовного кодекса РФ в отношении нарушений в сфере оборота нелегального алкоголя очень затруднительно. Налоговый кодекс РФ устанавливает низкие акцизы на крепкие алкогольные напитки. Несовершенство федерального законодательства препятствует развитию региональных и муниципальных законодательных инициатив.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что законодательство РФ не полной мере способно защищать интересы граждан от алкогольной угрозы и нуждается в принципиальном совершенствовании.

Критически оценивая опыт прошлого, включая нега­тивные последствия последнего десятилетия, необходимо особо выделить насущную задачу современного развития российского общества, перспективная цель которого долж­на сводиться к постепенному искоренению причин массо­вого пьянства, минимизации его негативных последствий.

Говоря о предпосылках преодоления пьянства следует учитывать несколько обстоятельств:

— во-первых, достижение положительных результатов B антиалкогольной политике возможно лишь при условиях комплексного подхода к проблеме пьянства и алкоголизма;

— во-вторых, необходимо иметь ввиду, что глубинные причины этих явлений кроются в социально-экономическом неблагополучии российского общества;

— в- третьих, значение усиления эффективности антиал­когольной политики далеко выходит за рамки борьбы лишь с пьянством и алкоголизмом, способствуя защите здоровья граждан, воспитания здорового образа жизни, борьбе с преступностью.

1 См.: Беляев Н.А. Криминологическое значение выяс­нения причин и условий преступности и преступлений / Криминология: Учебник / Беляев H.A., Волгарева И.В., Кропачев Н.М. и др.; Под ред. В.В. Орехова. СПб.,

C учетом того, что пьянство — это социальное зло, TO и борьба с ним может иметь успех лишь при условии ак­тивного использования всей системы социально-правового воздействия, включая комплекс организационных, профи­лактических, воспитательных, медицинских, экономических мер.

1. Совершенствование федеральной и региональной антиалкогольной политики как средства решения обще­социальной профилактики пьянства.

Связь пьянства с другими проблемами жизни выдвигают в качестве принципиального требования к постановке та­кой работы ее многоцелевой характер. Именно поэтому антиалкогольная политика — это неотъемлемая часть об­щей социальной политики государства. B силу многоцеле­вого социального характера антиалкогольной политики, с одной стороны, и отсутствия реальной нормативно­правовой базы, защищающей интересы не отечественных производителей спиртных напитков, а большинства граж­дан, — с другой, правомерно сегодня поставить вопрос о разработке целенаправленной государственной антиалко­гольной доктрины.

Главными задачами антиалкогольной политики должны стать предотвращение, устранение или смягчение по­следствий (включая криминальные) потребления алкоголя населением, снижение уровня и структуры потребления алкогольной продукции и предотвращение ее употребле­ния молодежью, более эффективный контроль за произ­водством, торговлей и потреблением спиртных напитков, защита здоровья населения.

Учитывая состояние алкогольной ситуации в России и большинстве ее регионов, основными целями антиалко­гольной политики должны стать:

— всеобщее антиалкогольное просвещение и трезвенное воспитание подрастающего поколения, формирование ан­тиалкогольного общественного мнения;

— последовательные меры по сокращению потребления алкогольной продукции населением при государственной монополии;

— предотвращение, устранение или смягчение социаль­но-негативных, включая криминальные, последствий по­требления алкогольной продукции среди населения;

— обеспечение защиты интересов граждан, семей, об­щества и государства как от процесса алкоголизации, так и от его последствий, в т.ч. от пьянства и алкоголизма;

— осуществление защиты здоровья населения, особенно молодежи, предотвращение ухудшения генофонда народа, стабилизация и улучшение социально-демографической обстановки.

Основными субъектами антиалкогольной политики, как показывает отечественный и зарубежный опыт, должны стать государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы муниципального самоуправления, об­щественные объединения и движения, юридические лица, а также граждане-активисты.

B качестве первого организационного шага, обеспечи­вающего взаимодействие государственных и обществен­ных организаций, представляется оправданным создание Государственного комитета по проведению антиалкоголь­ной политики в Российской Федерации. Учитывая профи­лактическую направленность координации, было жела­тельно привлечь к работе Государственного комитета ру­ководителей министерств, обеспечивающих развитие со­циальных сфер; руководителей правоохранительных орга­нов, Госкомиссии по винной монополии, представителей общественных формирований.

Острейшая ситуация диктует необходимость того, чтобы Государственная Дума Российской Федерации учредила в составе постоянных комиссий Комиссию по вопросам ан­тиалкогольной политики и периодически на своих заседа­ниях рассматривала подготовленные законодательные до­

кументы и ход проведения антиалкогольной политики.

Деятельность всех субъектов антиалкогольной политики требует создания стройной правовой системы правовой основой деятельности Государственного комитета и его региональных органов по реализации целей антиалкоголь­ной политики государства являются Конституция РФ, об­новленное законодательство (включая нормы гражданско­го, административного, уголовного кодексов). C учетом то­го, что современная правовая основа страдает отсутстви­ем многих норм и значительно отстает от реалий россий­ской действительности, требуется скорейшее принятие специального закона «Об основах антиалкагольной полити­ки Российской Федерации”, других правовых актов феде­ральных органов, субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления в пределах их компетен­ции. Антиалкогольная политика должна проводится по строгом соблюдении прав и свобод человека и гражданина при условии ненарушения прав и свобод других лиц. Основной формой работы с населением должно стать про­свещение, воспитание и убеждение. Запрещение и при­нуждение применяются лишь в тех случаях и в отношении тех лиц, когда происходит нарушение установленных зако­нов и правовых норм.

Учитывая множественность и иерархию субъектов анти­алкогольной политики, одним их первых реальных шагов по решению проблемы могла бы быть разработка Феде­ральной комплексной антиалкогольной программы. Со­ставными частями такой программы, решаемой на уровне Российской Федерации, должны стать:

— научно обоснованная разработка комплекса мероприя­тий по антиалкогольному, трезвенному воспитанию детей и молодежи с использованием всех возможностей дошколь­ных и школьных учреждений, книг и средств массовой ин­формации, театра и кино;

-действенное обеспечение государственной монополии

на оборот алкогольной продукции и государственный кон­троль за этим оборотом;

— разработка мер no государственному регулированию цен на алкогольную продукцию (включая импорт);

— разработка комплекса мер по предупреждению соци­ально-негативных последствий пьянства и алкоголизма, включая деятельность правоохранительных органов и cy- дов;

— введение льготного налогообложения и предоставле­ния других льгот юридическим и физическим лицам, обще­ственным объединениям, непосредственно связанным C социально-реабилитационной и антиалкогольной работой с населением;

— обеспечение на федеральном уровне запрета рекламы и пропаганды алкогольной продукции и привлечение ви­новных к ответственности;

— обеспечение медицинской помощи населению, медико­социальной и социальной реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом;

— разработка нормативно-правовой базы для профилак­тической работы всех органов, привлекаемых к осущест­влению задач антиалкогольной политики.

По нашему представлению, основными направлениями антиалкогольной политики, решаемой субъектами Россий­ской Федерации и органами местного самоуправления, могли бы стать:

— разработка и реализации в рамках Комплексной анти­алкогольной программы Российской Федерации мероприя­тий, относящихся к ведению и территории субъектов фе­дерации;

— координация работы no реализации антиалкогольной политики на своей территории;

— регламентация отдельных вопросов в сфере оборота, ввоза и реализации алкогольной продукции;

— проведение культурно-просветительных и воспита­

тельных мероприятий, направленных на формирование у граждан, особенно детей, молодежи, женщин, четких анти­алкогольных убеждений;

— осуществление мер по социальной реабилитации больных алкоголизмом;

— привлечение к ответственности юридических и физи­ческих лиц, виновных в правонарушениях, связанных с не­законным оборотом алкогольной продукции, нарушениями общественного порядка в состоянии алкогольного опьяне­ния.

Важным направлением антиалкогольной политики яв­ляется обеспечение действенного государственного и об­щественного контроля за реализацией алкоюльной про­дукции и ограничения ее производства. B связи с этим, представляется необходимым пересмотр в сторону усиле­ния требований экспертизы винно-водочных изделий и пе­ресмотр действующих норм ГОСТа. Производство и реа­лизация алкогольной продукции без лицензии и сверх установленной квоты должно быть полностью запрещено. Необходимо добиться восстановления практики заявок отечественных производителей на качественный спирт, отмененной под давлением МВФ, обеспечив тем самым более высокое качество реализациичерез розничную тор­говлю алкогольных напитков.

Следует полностью запретить рекламу алкогольной продукции через средства массовой информации. Запрету подлежит пропаганда алкогольной продукции, т.е. форми­рование у населения представлений о полезности и допу­стимости ее употреблѳния по елучаю торжеств и других ак­тов.

Перечисленные выше основные направления антиалко­гольной политики, на наш взгляд, удачно сочетают формы общесоциальной профилактики. При этом они являются наиболее перспективными, в сравнении с карательными являются меры, поскольку связаны с образовательным,

воспитывающим воздействием на убеждение и поведение населения большого числа субъектов антиалкогольной по­литики.

2. Важным направлением усиления антиалкогольной политики, по нашему мнению, должны стать меры совер­шенствования правовой базы борьбы с пьянством.

Реально оценивая ситуацию нарастания в обществен­ном сознании нигилизма, безнаказанности и вседозволен­ности в стране, неэффективность применения администра­тивных и уголовных наказаний, по нашему глубокому убеждению назрела серьезная необходимость повышения действительности применения уголовно-правовых, адми­нистративно-правовых, гражданско-правовых и семейно­правовых норм и средств предупреждения противоправно­го позедения на почве пьянства.

B этой связи особо нуждается в дальнейшем совершен­ствовании уголовное законодательство, регулирующее от­ношения, возникающие в сфере борьбы с криминогенными проявлениями пьянства и алкоголизма. B принятом новом Уголовном Кодексе Российской Федерации, вводимом в действие с 1 января 1997 года, по мнению разработчиков, были учтены многие международно-признанные системы ценностей, устранены многие несоответствия системы санкций требованиям справедливости1. Однако наряду с ними из нового УК РФ были убраны статьи, которые с точки зрения профилактики играли ранее важную роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Сравнивая официальный текст УК РФ, принятый Госу­дарственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 г. и вводимый в действие с 1 января 1997 года, с модельным

1 Игнатов A.H., Красиков Ю.А. Вступительная статья к официальному тексту // Уголовный Кодеск Российской Федерации. Официальный текст. М., 1996. С. 3.

Уголовным кодексом1, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей стран-участни- ков СНГ 17 февраля 1996-г., следует сделать вывод: рос­сийские законодатели не учли многие рекомендации, кото­рые способствовали бы более эффективной профилакти­ческой работе правоохранительных органов.

Так, например, признавая уголовную ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (ст. 23 УК РФ), законодательно не закреплено применение положение о том, что состояние опьянения B новом УК РФ (общая часть) не признается даже обстоятельством, отяг­чающим наказание (см.: ст. 63 УК РФ). Более того, в новом УК состояние опьянения при определенных условиях трак­туется как обстоятельство смягчающее ответственность2.

B связи с выше изложенным автор вносит предложение о необходимости дополнить ст. 63 УК РФ положением о том, что к обстоятельствам, отягчающим ответственность и наказание, наряду с перечисленными в статье позициями, относиться также «совершение преступления в состояние алкогольного, наркотического опьянения или под воздей­ствием токсических средств».

Особого внимания заслуживает борьба с распростране­нием привычки к потреблению спиртных напитков среди подростков и молодежи, которая велась и сейчас ведется недостаточно решительно. Именно употребление спиртных напитков представляется обстоятельством, активно проду­цирующим преступность среди несовершеннолетних.

B соответствиии с действующим законодательством

1 См.: Модельный уголовный кодекс // Приложения к •Информационному бюллетеню» МПА государств- участников СНГ. 1996. № 10.

См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации в двух томах. Том пер­вый. Нижний Новгород, 1996. Ст. 23. С. 58-59.

есть правовая норма (ст. 151 УК РФ), регулирующая борь­бу с вовлечением несовершеннолетних в употребление и злоупотребление спиртными напитками. Цель статьи оче­видна — помочь правовыми средствами сохранить здоровье подрастающих поколений, остановить процесс омоложе­ния возраста, с которого начинается употребление спирт­ных напитков, упредить опасность осложнения в будущем социально-криминологической ситуации.

Однако в следственной и судебной практике последних лет практически отсутствует рассмотрение дел по фактам вовлечения и спаивания несовершеннолетних. Практиче­ски не было уголовных дел по ст. 210 старого УК РФ: “Доведение же несовершеннолетнего до состояния опья­нения лицом, в служебной зависимости от которого нахо­дился несовершеннолетний, влечет уголовную ответствен­ность этого лица в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штра­фа”1. B новом УК РФданная статья (ст. 151) изменена в сторону допущения таких действий до 3 и более раз (систематическое употребление)2.

По-видимому, следует учитывать, что недооценка обще­ственной опасности преступлений, связанных с вовлечени­ем несовершеннолетних в пьянство, значительно сужает возможности специальной профилактики этого негативного явления среди молодежй и подрывает в целом авторитет законодательства, направленного на усиление борьбы с пьянствомиалкоголизмом.

1 Уголовный кодекс РСФСР. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР с изменениями и дополнениями по со­стоянию на 1 июня 1994 г., М., 1994. Ст. 210. С. 170.

2 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Офи­циальный текст. М., 1996. Ст. 151. С. 75; Научно­практический комментарий к Уголовному кодексу Рос­сийской Федерации в двух томах. Том первый. Нижний Новгород, 1996. Ст. 151. С. 381-382.

B системе правовых мер борьбы с пьянством и алкого­лизмом важную роль должен играть арсенал имеющихся административных средств пресечения правонарушений, посягающий на общественный порядок и связанных с по­ведением в общественных местах и производстве, воспи­танием в семье1.

B этой связи следует признать, что современная оценка действенности выделенных выше статей, введенных в Ко­декс об административных правонарушениях в период 1985-1987 гг., может быть признана весьма низкой и не­эффективной. B первую очередь, такая ситуация связана с совершенно иной ситуацией, сложившейся в результате отхода от целенаправленной антиалкогольной политики нынешнего федерального руководства. B условиях сверхизобилия алкогольных напитков при относительно низких ценах фактически не действуют ст.ст. 160, 1601, 1602, что ставит под сомнение необходимость их сохране­ния в Кодексе. По-видимому, требуют пересмотра в сто­рону увеличения размеров штрафа за правонарушения, предусмотренные ст.ст. 162. 163. Так, например, за распи­тие спиртных напитков на улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта . или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорб­ляющем общественное достоинство и общественную нрав­ственность предусмотрены штрафы всего лишь размером в 1/3 или 1/2 минимального размера заработной платы2.

1 См.: Кодекс РСФСР об административных правона­рушениях Официальный текст по состоянию на 15 апреля 1996 года. М., 1996. Ст.,ст. 160, 1601, 1602, 161, 162, 163.

2 См.: Кодекс РСФСР об адиминстративных правона­

рушениях. Официальный текст по состоянию на 15

апреля 1996. М., 1996. Ст. 162; O порядке пересчета

размеров штрафа, предусмотренных Кодексом РФСР

об административных правонарушениях // Ведомости

3. Специальные профилактические меры, направлен* ныѳ на реализацию антиалкогольного законодательст­ва.

Сегодня, когда устаревшее антиалкогольное законода­тельство практически не действует, а в предупредительной работе служб и подразделений органов внутренних дел недооценивается значение борьбы с пьянством настоя­тельно встает вопрос об обновлении ведомственных нор­мативных актов по организации профилактики пьянства и алкоголизма.

B этом направлении уже сделаны первые шаги. Поло­жительным примером может служить работа в рамках под­готовки и реализации мероприятий Федеральных про­грамм борьбы с преступностью на 1994-1995 гг. и 1996­1997 гг.1

B отличие от Программы на 1994-1995 гг. в Федераль­ной целевой программе по усилению борьбы с преступ­ностью на 1996-1997 годы предусмотрен целый блок мер no предупреждению преступлений со стороны лиц, стра­дающих алкоголизмом и наркоманией. Наряду с разработ­кой государственной доктрины антиалкогольной политики, программой предусматривается разработка мер по пред­упреждению общественно опасных действий со стороны лиц, больных алкоголизмом, наркоманией, страдающих психическими расстройствами, включая их временную изо­ляцию по медицинским показателям. B этом плане нам

Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 34. Ст. 1970.

1 См.: Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 го­да // Собр. законодательных актов Российской Феде­рации. 1994. № 5. Ст. 698; Федеральная целевая про­грамма по усилению борьбы с преступностью на 1996­1997 года // Росс, газета. 1996. 24, 25 июля.

предоставляется, что в качестве одной из мер по реализа­ции предупреждения преступности больных алкоголизмом могло бы стать внедрение предложений проекта Концеп­ции социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов, разработанной доктором юридических наук

Борьба с пьянством и алкоголизмом предполагает по­стоянное и последовательное применение специальных профилактических мер, направленных на реализацию ан­тиалкогольного законодательства. Ведущее место в этой работе принадлежит органам внутренних дел, в частности службам милиции. B числе основных направлений по спе­циальной профилактике пьянства следует выделить:

— пресечение распития спиртных напитков, а также на­хождения в пьяном виде в общественных местах;

— установление притонов и лиц, предоставляющих по­мещение для наркоманов, токсикомантов, распития спирт­ных напитков и разврата, вовлекающих несоверешенно­летних в пьянство;

— выявление лиц, нарушающих установленные правила торговли вино-водочными изделиями, изготовляющих и хранящихся с целью сбыта без специального разрешения (лицензии), акцизных марок спиртные напитки;

— предупреждение семейно^Зытового пьянства;

— целенаправленная антиалкогольная пропагандаидр.

1 См.: Гришко А.Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алко­голиков и наркоманов. Дис Д-ра юрид. наук

См.: Закон Российской Федерации от 18.04.1991 Ns 1026-1 «О милиции» // Ведомости СНДРСФСР и BC РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Приказ МВД России от 14 сентября 1993 г. № 420 aO мерах по совершенствова­нию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на

Среди категорий профилактируемых, на наш взгляд, основное внимание необходимо уделить подросткам и мо­лодежи, поскольку эта категория населения составляет ту социальную часть общества, действия которой под влия­нием алкоголя чаще всего переходят криминальную черту.

4. Меры совершенствования системы антиалкогольного воспитания и пропаганды. Безнравственность, отсутствие должной общей и правовой культуры, правовой нигилизм являются субъективной стороной генезиса и развития ан­тисоциальных явлений, включая пьянство. Среди мер по преодолению массового пьянства и алкоголизма важным условием выступает развитие и совершенствование си­стемы антиалкогольного воспитания, просвещения и про­паганды. Основным объектом этой работы должны стать дети, подростки, молодежь. Для развития системы антиал­когольного воспитания, просвещения и пропаганды необ­ходимы разработка новой Концепции антиалкогольного воспитания и просвещения; использование положительно­го отечественного и зарубежного опыта организации трез­веннических кампаний; привлечение к этой работе обще­ственных движений за здоровый образ жизни, ученых; обеспечение через СМИ активного противодействия пропа­ганде пьянства, аморализма, питейных традиций. Органи­зующую и координирующую роль в разработке Концепции должны сыграть Комитеты Государственной Думы Россий­ской Федерации, Министерство общего и профессиональ­ного образования, соответствующие департаменты (коми­теты) местной власти в регионах, академии педагогиче­

транспорте”; Наставления о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреж­дению преступлений. Утверждено приказом МВД Рос­сии от б августа 1993 г. № 390 // Сборник нормативных актов МВД России / Сост. Черников В.В. М., 1996. С. 568-582.

ских, медицинских наук, а также организации ѳ рамках об­щественного трезвеннического движения.

Антиалкогольная пропаганда в молодежной среде должна вестись одновременно и параллельно с антинарко- тической пропагандой. Пока же наблюдается явный “перевес» в сторону последней, хотя, как известно, Все­мирной организацией здравоохранения и ныне действую­щим в России ГОСТом, алкоголь признан таким же опас­ным для здоровья средством, как и наркотики.

Среди мер по преодолению пьянства и алкоголизма чрезвычайно важным условием выступает антиалкоголь- I ное просвещение молодежи во всех учебных заведениях.

I Эта работа обязательно должна проводится и в дошколь- i ных учреждениях, в работе которых сегодня можно обна- ; ружить многочисленные примеры формирования алко- i гольных представлений у детей уже в возрасте 3-4 лет. j B предупреждении пьянства и алкоголизма важную роль должна сыграть антиалкогольная пропаганда, которая oco- бенно в последнее время требует значительной активиза­ции. Здесь правоохранительные органы должны играть бо­лее активную и целенаправленную роль, тем более что За­кон РСФСР “О средствах массовой информации” от 27 де­кабря 1991 г. создал для этой работы все условия.

Необходимо всячески способствовать развитию антиал­когольной инициативы населения, привлекать к этой рабо­те общества и клубы трезвости. Особая роль здесь при­надлежит Союзу борьбы эа народную трезвость, в рамках которого в Российской Федерации работают региональные организации практически во всех крупных городах.

Цель этих объединений — пропаганда здорового образа жизни, формирование трезвеннического сознания, борьба с пьянством и алкоголизмом. Автор имея опыт доброволь­но отказа от алкоголя, признает, что в борьбе с пьянством и алкоголизмом главное не запрет, а формирование при­вычки отказа от потребления спиртных напитков.

Уникальными возможностями в этом направлении обла­дает метод Г.А.Шичко. Этот метод — один из немногих, дающих возможность человеку вполне осознанно, через собственные, вновь складывающиеся трезвенные убежде­ния и самосознание, обрести трезвость, новое мировоз­зрение, как новое отношение не только к алкогольной про­блеме, но и переосмыслению жизни и человеческих ценно­стей. B основе метода — принцип сигнулизма, т.е. принцип выявления и учета индивидуальных особенностей каждого человека. Метод не ординарен. B мировой профилакти­ческой практике в таком цельном виде как способ избавле­ния от алкогольной зависимости людей пока еще не рас­сматривался. Соответственно, не рассматривется он и как средство профилактики преступлений, совершающихся на почветаких негативных явлений как алкоголизм, пьянство. Профилактика с использованием метода Г.А. Шичко дала бы возможность не только сократить количество преступ­лений, совершаемых на почвѳ пьянства, но предупредить рост преступности»

Источники: http://advocatkuzmin.ru/articles/175-article32, http://soc.bobrodobro.ru/12358, http://lawbook.online/gosudarstva-prava/organizatsionnyie-pravovoe-meryi-borbyi-29829.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *