Нормативные акты об алкоголизме

ПЕРЕЧЕНЬ
основных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма

Федеральный закон от 8.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 25.12.2008 г.)

Федеральная программа «Комплексные меры противдействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 г. № 561.
Указ Президента РФ от 18.10.2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (в ред. от 07.12.2008 г.).
Закон Московской области от 15.12.2004 г. № 22/121-П «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области» (в ред.от 27.12.2008 г.).

Программа Правительства Московской области «Профилактика преступлений и иных правонарушений на территории Московской области на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства Московской области от 30.05.2008 г. №403/19.

Уголовная ответственность
Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Примечания. 1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психо¬тропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
2. Крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228.1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации. (п. 2 в ред. Федерального закона от 05.01.2006 № 11-ФЗ)
3. Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются, (л. 3 введен Федеральным законом от 05.01.2006 № Ы-ФЗ)
Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов <введена Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ)
1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере, —
(в ред. Федерального закона от 27.07.2009 № 215-ФЗ)
в) утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2009 № 215-ФЗ
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден¬ного за период до трех лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего; (п. «в» в ред. Федераль¬ного закона от 27.07.2009 № 215-ФЗ)
г) в особо крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового, (в ред. Федерального закона от27.07.2009 № 215-ФЗ)
Статья 228.2. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ <введена Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное из корыстных побуждений либо повлекшее по неосторожности причинение вреда здо¬ровью человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Пример:
Михаил Б., 18 лет, находясь в квартире своего друга Алек¬сея С., предложил находящемуся там же ранее незнакомому Владимиру Б. купить у него наркотическое средство — ма¬рихуану. Получив согласие, он договорился с Владимиром Б. о встрече, а сам, осуществляя свой преступный замысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, приобрел у неустановленного следствием лица наркотическое средство — марихуану общей массой 6,5 грамма. Желая заработать денег, Михаил Б. встретился в назначенное вре¬мя с Владимиром Б. и продал ему приобретенную марихуану, после чего скрылся с места преступления.
Постановление горсуда: Михаил Б. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года.
Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ
4. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
5. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N9 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, —
наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
а) организованной группой;
б) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоро¬вья, либо с угрозой применения такого насилия, —
(в ред. Федерального закона от 08.122003 № 162-ФЗ)
г) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового, (а ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Пример:
Несовершеннолетние Валерий 3., 17 лет, и Александр Ф., 16 лет, находясь в состоянии наркотического опьянения, об¬манным путем проникнув в квартиру гражданина Ж., 66 лет, больного онкологическим заболеванием, и угрожая приме¬нением насилия, потребовали от супруги гражданина Ж., 64 лет, прописанные врачом лекарственные препараты, содер¬жащие наркотическое вещество, после чего скрылись.
Гражданка Ж. сообщила о случившемся в дежурную часть УВД. В ходе оперативно-розыскных мероприятий несовершеннолетние Валерий 3. и Александр Ф. были задержаны.
Постановление горсуда: Валерий 3. и Александр Ф. признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 229 УК РФ. Им назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 (шесть) лет с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ]
в) в отношении двух или более лиц; (п. «в» в ред. Федерального закона от27.07.2009 № 215-ФЗ)
г) с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) совершены в отношении несовершеннолетнего;
б) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового. (часть третья в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ)
Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. (примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Пример:
Несовершеннолетний Михаил М., 17 лет, со стажем потребления наркотических средств 3 года, находясь в состоянии наркотической абстиненции, приобрел прекурсоры психотропных веществ. Для принятия дозы он зашел на квартиру своего знакомого. Там находился 13-летний Вячеслав К.Т, брат его знакомого. Приготовив из прекурсоров для себя психотропное вещество, он внутривенно ввел его себе в присутствии Вячеслава К. Находясь в состоянии опьянения, он предложил Вячеславу К. принять психотропное вещество. Тот ответил согласием, и Михаил М. ввел ему дозу вещества. После этого Михаил М. ушел из квартиры, оставив Вячеслава К. одного в состоянии сильного опьянения. Возвратившись домой, мать Вячеслава К. застала его в состоянии сильного опьянения и вызвала скорую помощь. Вячеслав К. был госпитализирован и находился длительное время в реанимации. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Постановление горсуда: Михаил М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 230 ч. 1 УК РФ, и осужден на срок 3 (три) года с отбыванием наказания в воспитательной колонии. На основании ст. 97 ч. 1 п. «в» УК РФ ему назначено принудительное лечение.
Статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж¬денного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ;
в) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Примечание. Размеры запрещенных к возделыванию растений, содер¬жащих наркотические вещества, для целей настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации, (примечание введено Федераль¬ным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ)
Статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ
1. Организация либо содержание притонов для потребле¬ния наркотических средств или психотропных веществ —
наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до
семи лет.

Административная ответственность
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов —
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161 -ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, (в ред. Федеральных за¬конов от 08.12.2003 № 161-ФЗ, от 22.06.2007 А/о 116-ФЗ)
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное администра¬тивное правонарушение.
Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача
Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, —
(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, (в ред. Федерального за¬кона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобожда¬ется от административной ответственности за данное правонарушение.
Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических оредств или психотропных веществ.
Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
2. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
3. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, —
влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Примечание. Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1 настоящей статьи, части 4 статьи 14.16, части 1 статьи 20.20 и статье 20.22 настоящего кодекса следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, пси¬хотропных веществ или их прекурсоров
Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров —
влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой, (а ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
Примечание. Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицин¬ских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
Пример:
Несовершеннолетний Артем С., 15 лет, носил майки с изображением листьев конопли и надписями на иностранном языке, пропагандирующими употребление этого наркотика. Следуя его примеру и по его рекомендации еще трое его друзей приобрели футболки с аналогичным рисунком. Сотрудниками наркоконтроля Артем С. был задержан, с ним была проведена соответствующая работа, и он указал продавца на рынке, который продал ему эту майку. Составлен протокол.
Постановление горсуда: продавец-предприниматель без образования юридического лица признан виновным в совершении правонарушения по статье 6.13 и оштрафован на 4 500 рублей.
Статья 10.4. Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли.
Непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, под¬лежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психо¬тропные вещества или их прекурсоры, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Статья 10.5. Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли
Непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Феде¬рации, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа —
влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавлива¬емых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах-
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах —
(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 № 156-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на родите¬лей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей, (б ред. Федерально¬го закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ)

Источник: рекомендации по профилактике наркомании «Помоги сказать нет!» Правительства Московской области

Предметом рассмотрения настоящей книги является алкоголь и особенности связанных с ним правовых отношений и налогообложения.

Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Правовое регулирование вопроса производства и оборота алкогольной продукции представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы. Основным нормативным актом в этой системе можно назвать Федеральный закон от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (далее — Федеральный закон №171-ФЗ).

Конкретизируют его положения многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы закона. Все эти документы обладают юридической силой и обязательны к применению в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности.

В 2005 году принято и издано несколько нормативных правовых актов, вносящих существенные изменения в порядок производства, лицензирования и оборота алкогольной продукции. А именно:

· Федеральный закон от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в федеральный Закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Федеральный закон №102-ФЗ) изменяет правила государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции;

· Федеральный закон от 21 июля 2005 года №114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Федеральный закон №114-ФЗ) регулирует отношения, касающиеся порядка взимания и размеров сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанным законом предусматривается увеличение размеров сборов за выдачу лицензий, а также признается утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 года №5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции».

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2006 года.

· Федеральный закон от 21 июля 2005 года №107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №107-ФЗ) изменяет порядок исчисления акцизов при реализации алкогольной продукции.

В статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) перечисленны подакцизные товары, относящиеся к алкогольной продукции. Например, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов.

Для того чтобы понять, какая именно продукция относятся к данной категории, обратимся к Федеральному закону №171-ФЗ. В статье 2 Федерального закона №171-ФЗ приведены основные термины и понятия:

1) этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

2) денатурированный этиловый спирт (денатурат) — этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Федеральным законом №171-ФЗ;

3) спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

4) спиртосодержащая пищевая продукция — пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции;

5) спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

6) денатурированная спиртосодержащая продукция — спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Федеральным законом №171-ФЗ;

7) алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

8) питьевой этиловый спирт — ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95 процентов объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой;

9) спиртные напитки — алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину;

10) водка — спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции;

11) вино — алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции;

12) натуральное вино — алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов (произведенных без добавления этилового спирта) без добавления этилового спирта и ароматических и вкусовых добавок, с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции, в том числе игристое вино, газированное вино, шипучее вино, шампанское;

Если организация производит вино без добавления этилового спирта, то есть путем естественного брожения виноградного или плодового сырья, но при этом добавляет сахар или ароматические добавки, то такое вино не может считаться натуральным. Этот вывод возникает при анализе норм закона.

13) виноматериалы — спиртосодержащая пищевая продукция, которая используется в качестве сырья для производства вина и получена в результате спиртового брожения винограда, виноградного сусла либо плодового или ягодного сока без добавления ароматических и вкусовых добавок, без добавления или с добавлением этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) дистиллятов, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции;

14) безводный (стопроцентный) спирт — условное понятие, применяемое в расчетах;

15) производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд;

16) оборот — закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа;

17) уведомление — документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организаций, осуществляющих закупку, поставки указанной продукции.

Обратите внимание, действие Федерального закона №171-ФЗ распространяется на отношения, участниками которых являются:

— юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным Федеральным законом №171-ФЗ;

— граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.

Согласно понятиям, содержащимся в статье 2 Федерального закона №171-ФЗ, оборот — это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Рассмотрим случай, в котором организация получает этиловый спирт в соответствии с квотой для целей не связанных с производством продукции, и не осуществляет розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии со статьей 14.19 КоАП административная ответственность наступает за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Из анализа указанных правовых норм следует, что приобретение и использование спирта для собственного потребления не образуют оборота спирта.

К полномочиям налоговой службы не отнесен контроль за соблюдением порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2005 года по делу №Ф04-8698/2005(17433-А27-29)).

Действие Федерального закона №171-ФЗ не распространяется на:

1) деятельность граждан (физических лиц), производящих продукцию, содержащую этиловый спирт, не для целей сбыта;

2) деятельность организаций, связанную с производством и оборотом

— лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств,

— изделий медицинского назначения,

— деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти;

3) деятельность по производству и обороту пива;

4) деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

Итак, предмет настоящей книги — это алкогольная продукция и все, что связано с ее производством и оборотом в целях бухгалтерского и налогового учета, а также правовое регулирование данного вопроса.

Статья 4 Федерального закона №171-ФЗ устанавливает, что государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии со статьей 5 Федерального закона №171-ФЗ, относятся:

— регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

— регулирование экспорта, импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями;

— введение обязательной маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками алкогольной продукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации;

— установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

— установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Слова «государственных стандартов и утверждение технических условий» заменяются словами «национальных стандартов и утверждение технических регламентов», на основании Федерального закона №102-ФЗ, со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

— определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдача лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

— формирование и ведение государственного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

— организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— установление порядка сертификации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— установление порядка сертификации основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды;

— установление максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции;

— введение единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее единая государственная автоматизированная информационная система) для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции;

— другие вопросы, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отнесенные к ведению Российской Федерации иными федеральными законами.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в статье 6 Федерального закона №171-ФЗ. К ним относятся:

— определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

— введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции;

— осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;

— внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона №171-ФЗ, порядок финансирования деятельности по реализации перечисленных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется субъектами Российской Федерации.

Анализируя изменения в законодательстве, можно сказать, что согласно Федеральному закону №102-ФЗ существовавшие ранее полномочия субъектов Российской Федерации на проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции (маркировку алкогольной продукции РСМ), с 1 января 2006 года упразднены.

Организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями, будут находиться в компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством осуществляют также органы местного самоуправления, на основании положений статьи 7 Федерального закона №171-ФЗ, в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Например, полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона 171-ФЗ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2005 года по делу №А58-101/04-Ф02-770/05-С1)

Более подробно с вопросами, касающимися производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Алкоголь–особенности правовых отношений и налогообложения».

Закон о продаже алкоголя, он же Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, был принят в России не случайно. Как не прискорбно, наша страна находится в топе мировых рейтингов по употреблению алкоголя. Ни для кого не секрет, что алкоголизм является одной из важнейших проблем нашего общества, и различные представители власти также регулярно акцентируют на этом внимание.

Одним из наиболее эффективных рычагов снижения количества алкоголя, в среднем потребляемого по стране, является ограничение его продажи на законодательном уровне. В связи с тем, что подобного рода меры уже были приняты, вопрос о том, когда запрещено продавать алкоголь, интересует и лиц, которые занимаются его сбытом, и лиц, которые планируют его потреблять. Конечно, существует специальный закон о продаже алкоголя, однако далеко не все удосуживаются открыть его и разобраться во всем. Ниже приведена вся информация в более доступной и понятной форме.

Понятие «алкоголь»

Для того, чтобы грамотно использовать и руководствоваться законом о продаже алкоголя, необходимо четко уяснить, что именно подпадает под понятие «алкогольный напиток». Интересующий нас закон — это Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. По факту, все напитки, в которых содержится 0,5 % этилового спирта или же продукты его брожения, официально являются алкогольными — ст. 2 ФЗ-171. Однако, есть небольшое поступление. Под это понятие не попадает вся продукция, в которой процентная доля спирта не превышает 1,2%. В примеру, в подобных незначительных количествах алкоголь может содержаться в кисломолочной продукции(кефир, тан, кумыс), а также в квасе. Стоит отметить, что некоторые виды кваса содержат даже больше спирта, чем 1,2%, однако к алкогольным напиткам их все равно не причисляют.

По видам продукции

Кроме того, под действие закона о продаже алкоголя не подпадает вся продукция, которая официально позиционируется, как безалкогольная, и прошла соответствующую проверку. Наиболее распространенными вариантами таковой являются безалкогольное пиво и безалкогольное вино. В них, обычно все же присутствует этанол, однако его доля редко превышает половину процента, а потому под действие указанного ФЗ такие напитки не подпадают.

Основной перечень алкогольных напитков указан в вышеназванном федеральном законе и иных подзаконных актах. Если проще — любая жидкость, в которой содержится спирт, официально является сферой действия закона о продаже алкоголя. В частности:

На пиве стоит остановиться отдельно. Многие, почему то, полагают, что пиво не подпадает под действие закона о продаже алкоголя по причине низкого содержания спирта в нем. Тоже самое часто думают и о различной слабоалкогольной продукции, энергетических напитках на основе алкоголя, и так далее. Как правило, содержание спирта в таких напитках находится на уровне 3-4% или даже выше, так что никаких оснований делать для них исключение нет. С юридической точки зрения именно рассматриваемого закона продажа 3,5-процентного пива равнозначна продаже 70-процентной чачи. Но нужно понимать, что для продажи пива есть исключения, указанные в других нормах. Поэтому если решили заняться розничной торговлей пива — изучайте законодательство более внимательно, в частности ФЗ-289.

Нормативная база

Закон о продаже алкоголя, в который в 2018 году, кстати, были внесены новые поправки (вступили в силу с 06.08.2017), является основным нормативным актом, который регламентирует реализацию любых спиртных напитков.

Одним из самых важных пунктов этого закона является ограничение возраста лиц, которым можно продавать алкоголь. В любых инстанциях он составляет 18 лет. Исключение сделаны лишь для тех случаев, когда человек официально вступил в брак, или же открыл собственное частное предприятие. В таких случаях он официально считается взрослым, и способным нести ответственность за свои действия. Однако даже в случае предъявления, например, свидетельства о браке продавцы в магазинах очень часто отказывают клиенту в продаже спиртного.

Требования к помещению и документам

Еще одним весьма интересным пунктом закона является ограничение площади помещений, в которых может реализовываться алкоголь. Закон о запрете продажи алкоголя возбраняет реализацию спиртных напитков в заведении, площадь которого меньше 50 метров квадратных. Вне городской черты это ограничение уменьшается до 25 метров квадратных. Эту информацию регулируют разные статьи закона, но фактически для понимания стоит сразу изучать 278-ФЗ — именно в нем прописаны основные поправки, касающиеся изменений в части помещений.

Стоит отметить, что желающих обойти закон о продаже алкоголя в России всегда хватало. Распространенной схемой является попытка купить алкоголь через интернет. При этом, курьер привозит клиенту не только непосредственно напиток, но также договор об аренде, который является прикрытием. Согласно этому документу алкоголь якобы передается лицу в прокат в качестве декоративного элемента. При этом, согласно договору получатель не имеет право повреждать или вскрывать его. Тем не менее, сейчас эта схема уже без проблем раскусывается сотрудниками правоохранительных органов. Договор об аренде признается тем, что составлялся для сокрытия реального договора купли-продажи, после чего компанию – реализатора привлекают к ответственности. В некоторых случаях привлечь могут даже покупателя, если он непосредственно принимал участие в осуществлении схемы, полностью осознавая тот факт, что это незаконно.

Кстати, в ст. 10 можно уточнить список документов, необходимых для торговли алкоголем.

Ограничение по времени

Что касается времени, то для всей территории Российской Федерации действует одно незыблемое правило – запрещено подавать алкоголь в период с 23 часов и до 8 часов следующего дня — ст. 16, пункт 5. При этом, каждый отдельно взятый субъект Российской Федерации согласно новому закону о продаже алкоголя может ужесточить эту меру. Временной запрет на продажу реализуется на всех уровнях и во всех формах. Исключение составляют рестораны, кафе и другие заведения общественного питания. В них человек может заказывать спиртные напитки в любой форме и в любом виде тогда, когда ему захочется.

Бытует распространенное заблуждение о том, что, к примеру, можно продавать алкоголь стороннему лицу по чекам, которые были пробиты заблаговременно, однако и эта идея ничего общего с реальностью не имеет. Сделка в данном случае считается реализованной в момент передачи товара клиенту, и если это происходит после 23:00 – этот акт официально признается незаконным.

Ответственность

Организация или частный предприниматель могут быть привлечены к ответственности за нарушение закона о продаже алкоголя после 23:00. Этот момент регламентируется 14 статьей Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (раздел о нарушении правил реализации этанола, а также алкогольной и содержащей спирт продукции). Законы субъектов Российской Федерации также могут предусматривать меру пресечения для подобных случаев. Стоит отметить, что в некоторых случаях объем или наименование продаваемого алкоголя не играют никакой роли – даже за бутылку пива организацию можно оштрафовать на сто тысяч рублей, а также подвергнуть принудительной конфискации алкогольной продукции.

Стоит отметить, что закон об ограничении продажи алкоголя также выделяет целый перечень локаций, в которых реализация спиртосодержащей продукции не может производиться никогда и ни в каких формах, согласно ст.16 171-ФЗ. К таковым относятся:

  • детские образовательные учреждения, а также медицинские объекты, объекты, чей собственник оспаривается, а также все территории, которые прилегают к ним непосредственно;
  • культурные объекты. Исключение составляют те случаи, когда организация уже окончила предоставлять услуги общественного питания;
  • военные объекты, стратегические военные объекты и объекты государственной важности, а также вся территория в непосредственной от них близости;
  • любые виды общественного транспорта;
  • вокзалы, аэропорты и прочие места, в которых часто происходят массовые скопления людей, что делает их потенциально опасными.

За размещение пунктов реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в этих локациях согласно Федеральному Закону N 171-ФЗ предусмотрен штраф в размере 10-15 тысяч рублей для физических лиц, и 200-300 тысяч рублей для юридических лиц (статья 14.16 КОАП РФ). Также могут конфисковать всю алкогольную продукцию.

За тем, чтобы закон о ночной продаже алкоголя соблюдался, должны следить представители прокуратуры и полиции. Оба эти ведомства имеют полное право проводить проверки в любых местах, в которых считают нужными. Как правило, подобного рода мониторинг проводится в точках реализации, на которых жаловались граждане. Продажу алкоголя в ночное время выявить довольно просто в тех случаях, когда проводится так называемая проверочная закупка. Ее могут проводить любые лица, уполномоченные вести следственно-оперативную деятельность в рамках компетенции указанных выше государственных структур и органов.

Довольно интересным моментом в данной ситуации являются полномочия участкового или же сотрудника прокуратуры. У многих возникает вопрос: могут ли они самостоятельно проверять факт нарушения запрета продажи алкоголя ночью и проводить соответствующую закупку. Согласно соответствующим нормативным актам, количество подразделений и лиц, которые имеют право вести оперативно-розыскную деятельность (а закупка алкоголя в целях проверки, безусловно, относится к этой категории) весьма ограничено, и участковых сотрудников полиции в ней нет. Как и сотрудников прокуратуры. Именно на этом основании можно смело считать все постановления, основанные на данных закупки, проведенной участковым, недействительными. Тем не менее, суды придерживаются на этот счет различных точек зрения, и, стоит отметить, обычно решающую роль в разбирательстве этот пункт не играет.

Запрет на продажу алкоголя ночью в отдельных регионах

Как уже говорилось ранее, в Целом по Российской Федерации действует закон о продаже алкоголя после 23 ночи и до 8 утра. Тем не менее, согласно Федеральному Закону N 171-ФЗ некоторые регионы могут ужесточить указанные нормы, и подойти к ним более сурово (но не менее). Стоит отметить, что многие субъекты РФ уже давно воспользовались такой возможностью с помощью местных локальных актов. Из доступной актуальной информации, которую удалось найти на момент написания статьи, регионы-«трезвенники» выглядят так:

Во всех остальных регионах, например, в той же Самарской области, запрет действует так же, как прописано в основном законе без каких-либо дополнительных ограничений.

Запрет на продажу алкоголя в праздники

Помимо строго отведенного времени на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, также предусмотрены определенные даты, в которые продажа должна быть запрещена в принципе в течение всего дня вне зависимости от времени. Запрет устанавливается локальными законодательными актами. К общегосударственным дням полного отказа от продажи спиртного относятся:

  • день защиты детей. В связи с тем, что согласно исследованиям социологов огромное количество детей по всему миру страдает из-за того, что их родители или просто старшие товарищи употребляют алкоголь, 1 июня вы не сможете купить ни пиво ни вино. Стоит отметить, что о многом это сделано для того, чтобы и сами дети также не смогли купить спиртное;
  • день знаний. Запрет о продаже алкоголя 1 сентября является особенно актуальным. У современной молодежи вошло в моду отмечать этот праздник по-взрослому. Многие даже просят своих родственников или старших товарищей приобрести им спиртное, так как те имеют документы, однако сейчас и такие попытки надежно пресекаются законом;
  • последний звонок. 25 мая во многом напоминает 1 сентября, и даже хуже. Многие старшеклассники стремятся отметить окончание учебы и начало летних каникул, или же вообще окончание школы, а потому лишение магазинов возможности реализации алкоголя является вполне уместным;
  • дни, когда в конкретном регионе проходят выпускные балы. Этот пункт идентичен предыдущему и также направлен на то, чтобы ограничить рвение вчерашних школьников. В связи с тем, что в различных субъектах Российской Федерации дата проведения выпускных варьируется, руководство области решает этот вопрос самостоятельно;
  • день молодежи. В связи с тем, что алкоголизм является одной из главных проблем современной российской молодежи, вполне логичным является запрет на любую продажу алкоголя 27 июня;
  • день трезвости. Закон о продаже алкоголя в день трезвости действует как нельзя эффективно. Даже абсурдной будет смотреться попытка человека купить алкоголь, когда ему сообщают о том, что сегодня 11 сентября, и вся страна должна вспомнить о проблеме алкоголизма.

Некоторые области пошли дальше, и расширили список дней, в которых никто не сможет приобрести алкогольную продукцию в магазинах. К примеру, власти Ульяновской области добавили к списку следующие даты:

  • все без исключения выходные дни (+104 дня в году);
  • день Российской Федерации, отмечаемый 12 июня;
  • день семейного общения, отмечаемый 12 сентября.

Также Республика Коми расширила список, прибавив к уже имеющемуся пункту про день молодежи все выходные дни, которые с ним соседствуют (совершенно логично, что желающие отпраздновать это событие станут делать это не в саму дату, а в ближайший выходной).

Стоит отметить, что на все перечисленные выше ограничения по датам распространяется правило о том, что в любых заведениях общественного питания алкоголь может подаваться в любое время и в любом количестве (если клиент, конечно, достиг совершеннолетнего возраста). В связи с тем, что все дни, когда нельзя продавать алкоголь, указаны в том же законе, который предписывает часы его реализации, штраф за нарушение предусмотрен тот же – до сотни тысяч рублей с конфискацией продукции. В той же форме должна проводиться и проверка того, как магазин следует установленным нормам.

Перспективы законодательства

Закон, ограничивающий продажу алкоголя, до сих пор является предметом самых жарких споров. В частности, предлагается целый ряд дополнений. Например, планируется потребовать, чтобы место, в котором ведется продажа, было строго стационарным, имело собственные складские помещения, принадлежало лицу, которое ведет торговлю, или же находилось в долгосрочной аренде. В качестве небольшого послабления предлагается уменьшить количество норм для тех магазинов, которые продают спиртное с крепостью не выше 12 градусов.

Также очень популярной поправкой является запрет на продажу алкогольных напитков в полуторалитровых бутылках из пластика. Это должно существенно ограничить возможность реализации пива, а также дешевого вина, коктейлей и слабоалкогольных напитков в больших объемах. Однако нужного количества голосов такой законопроект пока не набирает.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Источники: http://azbez.com/node/1193, http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a19/44004.html, http://viplawyer.ru/zakon-o-prodazhe-alkogolya/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *