Профилактическое занятие для подростков алкоголизм

Занятие проводится с группой подростков (10-15 человек) с целью профилактики употребления алкоголя. Продолжительность занятия 40 минут. После выполнения каждого упражнения происходит его обсуждение. Занятие построено на осознании жизненных ценностей (семья, независимость, здоровье). Дети приводят примеры из жизни, предлагают меры по профилактике алкоголизма.

Предварительный просмотр:

Занятие для подростков по профилактике алкоголизма

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к алкоголю.

  1. Вступительная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Место проведения: классная комната, дети сидят в кругу

Продолжительность: 40 мин.

Оборудование: коробка, листы бумаги, ручки

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить одну очень важную и серьезную проблему современного общества. О чем мы будем говорить, вы догадаетесь сами чуть позже, а сейчас давайте начнем наше занятие.

  1. Основная часть
  1. Упражнение «Запретный плод»

Цель: осознать свое поведение в ситуации запрета.

В центре круга лежит коробка. Детям говорится следующее: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?»

Затем ребята по очереди выполняют упражнение. Далее идет обсуждение того, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

Ребята, представьте, что в этой коробочке находится жидкость, которая вызывает расстройство внимания, неспособность запоминания, путаницу и непоследовательность в мыслях, плохое осмысление окружающего, падения контроля за словами и действиями, снижение мышечной силы, нарушение координации движения и походки, снижение кровяного давления, учащение сердцебиений и т. д. Стали бы вы пить эту жидкость?

Ребята, а к какому выводу можно прийти, выполнив это упражнение? Запретный плод всегда сладок. Человеку всегда хочется попробовать то, что ему неизвестно и то, что ему запрещают. Так и поступило большинство из вас. Многие решились заглянуть в запретное место. Но когда я предложила вам выпить жидкость неизвестного происхождения и рассказала об ее опасном влиянии на организм человека, вы отказались ее выпить.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Правильно, об алкоголе.

  1. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Я сейчас начну говорить вам «Поменяйтесь местами, те кто…» и если это будет относиться к вам, вы быстро встанете со своих мест и займете любое освободившееся место. Итак, начнем: «Поменяйтесь местами те кто, заботится о своем здоровье. Поменяйтесь местами те, у кого есть близкие и родные люди. Поменяйтесь местами те, у кого есть младшие братья и сестры. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть успешным человеком. Поменяйтесь местами те, у кого есть заветная мечта. Поменяйтесь местами те, кто хочет быть независимым?

  1. Ребята, я заметила, что многие из вас хотят быть независимыми людьми. А что вы понимаете под словосочетанием «независимый человек»? Подберите, пожалуйста, несколько похожих слов к слову «независимый».

— В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «независимый» определяется как самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

— Каковы преимущества есть у людей независимых, свободных, самостоятельных, ответственных?

— Ребята, а что или кто делает человека зависимым? (вредные привычки, плохая компания)

Сейчас мы с вами попробуем понять, что чувствует зависимый человек.

4. Упражнение «Марионетка»

Участники разбиваются на «тройки». Каждой «тройке» дается задание: два участника играют роль кукловодов – полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки, один участник играет роль куклы. В роли куклы должен побывать каждый. Для «тройки» расставляются два стула на расстоянии 1.5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести куклу с одного стула на другой. При этом «кукла» не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды. Одновременно могут работать несколько «троек». Во время обсуждения участники высказываются по очереди. Вопросы: 1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы? 2. Понравилось ли быть куклой в чужих руках? 3. Хотелось ли что-либо сделать самому? 4. Приятно ли быть в зависимости от чужой воли?

— Мы с вами смогли увидеть, что большинство людей, оказавшись в зависимости от чужой воли, чувствуют себя неприятно, неудобно.

5. Подберите несколько ассоциаций к слову «зависимый». Ребята, а какие чувства у вас вызывает понятие «зависимость»?

6. Сообщение информации: доказано, что алкоголь вызывает сильнейшую зависимость и агрессивное поведение. Ставя специальный эксперимент, ученые наблюдали за поведением приматов, которым давалось спиртное. Было отмечено нарушение правил общежития, имевших место в обычной обстановке, кривляние, безобразное поведение, нежелание ухаживать за своими детенышами, а то и явно агрессивное поведение. В литературе был описан случай, когда стадо диких животных забрело в небольшую непальскую деревушку, где наткнулось на погреб с домашним вином. После употребления спиртного слоны, разгорячившись, пошли по улице, сметая все на своем пути. Сначала они разнесли полтора десятка домов, потом, выйдя к реке Каджара, разрушили мост, соединявший ее берега. Насмерть перепуганным жителям ничего не оставалось делать, как ждать, когда окончится этот погром и, подсчитав убытки, заняться восстановлением поврежденных сооружений. Ведь предъявлять-то претензии было не к кому. Известно, что, попробовав однажды алкоголь, слоны не забудут его вкуса никогда. И работники зоопарков отмечают, что умное животное может даже прикинуться больными для того, чтобы получить знакомую настойку на спирту.

7. Ребята, а видели ли вы когда-нибудь пьяного человека на улице, доводилось ли вам общаться с таким человеком? Расскажите, какие чувства вы испытывали, рассказывая о поведении и внешнем виде пьяного человека.

8. Список ценностей. В жизни каждого из нас есть то, что нам дорого. Составьте, пожалуйста, список своих жизненных ценностей. Далее ребята зачитывают свои списки ценностей.

— Практически у каждого из нас семья является высшей ценностью. Бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры являются для нас самыми близкими людьми на свете.

9. Ребята, подумайте и скажите, как злоупотребление алкоголем влияет на семейную жизнь? Знаете ли вы семьи, которые столкнулись с этой бедой? Приведите примеры.

10. Сообщение информации: в 2008 году в детском саду спального района Москвы психологи предложили поиграть малышам в праздник. Дети сели за стол и начали чокаться стаканчиками с водой. Ребята, как вы можете объяснить такое поведение малышей, к чему это может привести в дальнейшем? Наше будущее в наших руках. Как мы можем защитить наших близких? Подумайте, как можно бороться с этой проблемой? Безусловно, лучший способ защитить близких, самим отказаться от потребления алкоголя.

11. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, и возможные варианты отказа.

Ситуация 1. За праздничным столом дома родственники или родители предлагают тебе немного выпить.

Ответ: «Алкоголь вреден и опасен для моего здоровья. Я не хочу это пить».

Ситуация 2. Друзья предлагают (заставляют) выпить, объясняя тем, что в компании все должны пить, все уже взрослые и независимые, к тому же это поднимает настроение. В случае отказа ты станешь «белой вороной» и потеряешь свой авторитет.

Ответ: Ты должен задуматься стоит ли дружить с такой компаний, где отношение к тебе определяется количеством выпитого. Являются ли эти люди истинными друзьями, если вовлекают тебя в такую зависимость? Можно объяснить свой отказ занятием спортом, походом в кино, гости, поездкой с родителями и т. д.

III. Заключительная часть

— Ребята, какие выводы вы сделали для себя на занятии, что нового для себя узнали?

— Давайте по кругу пожелаем друг другу что-нибудь хорошее.

— Спасибо вам за активное участие, до свидания!

Цель занятия — формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни, всестороннее рассмотрение проблемы алкоголизма.

Ребята, каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным. Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Людям в вашем возрасте свойственно не очень задумываться о своем здоровье. Однако же думать об этом стоит.

Так как сегодня образование и здоровье становятся основами для успешной карьеры и нормальной, достойной во всех смыслах жизни, И здесь важнейшими условиями успеха, наряду с личными качествами каждого человека, являются также мир и порядок в нашей России.

Сегодня мы подробно поговорим об актуальной проблеме, которую нельзя обойти в нашей жизни. Что по одной китайской мудрости приносит одну радость и много горя? Конечно, алкоголь.

Алкоголь — похититель рассудка — так именуют его с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э. — с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло до начала культурного землевладения. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения, алхимик, заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым не утомленным, бодрым, тоскующего — веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Что же происходит сегодня в нашей России? Почему чудодейственный эликсир стал приносить людям много горя?

Жизнь — это проста игра. И когда Вы знаете правила игры, значительно легче выживать. В этой игре существуют подводные камни, о которые разбиваются судьбы людей, один из них — алкоголизм. Болезнь, алкоголизм, достаточно часто выводит людей из игры.

Что же такое алкоголизм?

Алкоголизм, по определению — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием.

Пьянство, например, это не алкоголизм, это неумеренное употребление спиртных напитков. Оно порождает алкоголизм, но не является болезнью. Алкоголизм характеризуется определенными признаками, которые отличают его от так называемого «привычного», или «бытового», пьянства.

Что же делает алкоголь с организмом человека!?

Принятие алкоголя приводит к печальным последствия. Каждая выпитая рюмка не проходит сквозь наш организм бесследно. При употреблении алкоголя страдают: нервная система (мозг), пищеварительная (желудок, кишечник, печень), сердечно-сосудистая и кровеносная (сердце), репродуктивная система. Алкоголь сокращают жизнь человека на 12 — 18 лет.

Давайте рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем более подробно.

Нервная система (мозг)

Когда алкоголь попадает в кровь, эритроциты слипаются. В крови образуются тромбы, которые намертво закупоривают микрокапиляры. Капилляры раздуваются и лопаются. При употреблении 100 гр водки, навсегда и безвозвратно умирают несколько тысяч клеток головного мозга. При каждом застолье десятки тысяч. Мертвые клетки мозга выводятся с мочой, а следующий день.

Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушаются координация движений, например движение глаз (предметы начинают двоиться), появляется неуклюжая шатающаяся походка.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов человека наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Сердечно-сосудистая система, (сердце)

Когда алкоголь с кровью попадает в сердце он разрушает клетки вашей сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, мышца теряет свою эластичность, работает на пределе возможностей и захлебывается кровью не успевая проталкивать её. Сердце покрывается жировой тканью, поэтому у пьющего человека оно всегда увеличено. В артериях и капиллярах образуются тромбы, которые перекрывают доступ кислорода и питательных веществ к части сердечной мышцы, ткани сердца отмирают — это называется инфаркт.

Все 5-7 часов, пока выпитый алкоголь циркулирует в крови, сердце работает в неблагоприятном режиме. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Алкоголь нарушает кровообращение в кожных капиллярах — эти малые сосудики сжимаются, загустевают, лопаются (всем известен синдром «красного носа»), поэтому сердце плохо снабжается кровью и испытывает кислородное голодание.

В сердечной мышце накапливается избыточное количество жира, она перерождается, становится дряблой и сердце с трудом справляется с работой. Результат — преждевременный атеросклероз и гипертоническая болезнь.

Пищеварительная система (желудок)

Попадая в желудок алкоголь, эффективно стимулирует выработку ферментов. Ферменты вместе со спиртом агрессивно разрушают слизистую и стенки желудка, в результате желудок переваривает сам себя, а процесс пищеварения превращается в процесс гниения. Последствия — гастрит, язва, рак желудка.

При приеме алкоголя происходит:

— нарушение работы тонкого кишечника (неспособность всасывать питательные вещества)

— разрушение поджелудочной железы (риск возникновения диабета)

— поражение печени, жировая дистрофия, гепатит, цирроз (приводит к летальному исходу).

И напоследок самая важная тема-влияние алкоголя на репродуктивную систему. Это приводит к таким последствиям как:

— нарушение созревания половых клеток(бесплодие)

— патологии развития плода.

Если алкоголь попадает в кровь плода, то в первую очередь поражаются печень, сосудистая система, а также те структуры мозга, которые определяют умственную деятельность.

Так неужели тогда стоит сознательно рисковать здоровьем ребенка, употребляя алкоголь, пусть даже в небольших количествах. Ведь только в наших силах свести на нет все риски и родить здорового и крепкого малыша.

Женщина, призванная созидать семейное гнездышко, разрушает его.

Все это лишь те немногие последствия причиняемые употреблением алкоголя. Алкоголь — это яд! Он уничтожает все живое, он убивает надежды и мечты о прекрасном будущем.

Мужчина, который призван быть защитником своей семьи, приносит боль жене и детям.

Алкоголь повышает риск смерти.

  • 15-20% людей, замешанных в дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом, перед этим употребляли алкогольные напитки.
  • 20 40 % погибших в результате несчастного случая были в состоянии алкогольного опьянения.
  • Более 60 % всех насильственных преступлений, применение силы, убийство, нанесение телесных повреждений, изнасилование, совершается под воздействием алкоголя.

Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

Так почему, на ваш взгляд, подростки начинают пить?

Хочешь быть крутым?

Будь человеком с сильным характером. Умей отстаивать свое мнение. Выделись из толпы!

Не умеешь общаться?

Учись дружить по-настоящему. Будь честным, искренним, уважай других!

Будь творческим и расслабляйся в хорошей компании!

Обратись за помощью к окружающим.

Давайте не будем терять голову. Подумайте о себе и о своих близких. Берегите себя.

Список использованной литературы.

1. Г.Г. Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей», М., «ВАКО»., 2008

2. Популярная медицинская энциклопедия, М., 1979

3. О.Н. Рудякова «Как сохранить здоровье школьников», Издательство «Учитель», 2007

4. Т.А. Шишковец «Осложненное поведение подростков», М., 2006

Предпросмотр страницы №1

Профилактическое занятие для подростков

«Алкоголь: мифы и реальность»

Разработчик: методист МБОУ ДО ДДиЮ № 2 Похабова Наталья Петровна, г. Красноярск

Алкоголь на сегодняшний день едва ли не самый доступный наркотик. Устойчивость к алкоголю у подростков, впервые попробовавших пиво или водку, очень низкая. Уже при употреблении 50-100 миллилитров водки наступает опьянение. Если распитие алкогольных напитков носит регулярных характер (хватает 3-х раз в месяц), то устойчивость к спиртному растет. А главное, возникает психологическая привязанность, что и приводит к подростковому алкоголизму.
Алкоголизм в подростковом возрасте намного более опасен и может вызвать куда более серьезные последствия, чем алкоголизм у взрослых людей. Так как в организме подростка происходит развитие и становление важных систем, влияние алкоголя на них приводит к ужасным последствиям в будущем. Особенно разрушителен алкоголизм для психики – чаще всего подросток не может после лечения вернуться в нормальное состояние. Поскольку у организма на момент начала болезни это нормальное состояние еще не было сформировано.

Эта разработка будет полезна классным руководителям, педагогам , специалистам работающим с подростками.

Цель: Формирование у подростков негативного отношения к алкоголю

— дать представление о причинах и последствиях алкоголиз­ма;

— сформировать у подростков представление о культуре упо­требления спиртных напитков;

— сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя.

Формы и методы работы:

1. Ролевые игры
2. Дискуссия
3. Упражнения
4. Моделирование ситуации
5. Ролевой тренинг
6. Рефлексия

1. Мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка).

2. Карточки для ролевой игры.

3. Булавки (лучше «английские») – 4 шт.

Вступление. Знакомство с темой.

Упражнение «Ассоциации по алфа­виту»

Введение в тему

Упражнение — беседа «Алкоголь в нашей жизни»

Упражнение «Последствия употреб­ления алкоголя»

Упражнение «Разговор в ресторане»

Упражнение-разминка«Ассоциации по алфавиту»

Пояснение:Упражнение направлено на развитие внимания, оно учит подростков концентрироваться и быстро реагировать. Группа сидит в кругу. Для этого упражнения необходим мячик или предмет, его за­меняющий (мягкая игрушка, например). Ведущий, наравне с группой, может принимать участие в этом упражнении.

Инструкция:Сейчас я назову вам какое-нибудь слово на букву «А» и брошу кому-нибудь этот мячик. Этот человек должен назвать свою ассоциацию, которая возникает у него на это слово, но с одним усло­вием: ассоциация должна быть на букву «Б». Далее он бросает этот мячик другому, и тот человек уже должен предложить ассоциацию на его слово, но на букву «В». И так далее — по алфавиту.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Источники: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/06/12/zanyatie-dlya-podrostkov-po-profilaktike-alkogolizma, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/598115/, http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/pedagogicheskaja-masterskaja/206270-profilakticheskoe-zanjatie-dlja-podrostkov-al.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *