Средства профилактики с алкоголизмом и курением

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Профилактика алкоголизма

Профилактика — это самый действенный способ борьбы с алкоголизмом. Профилактика — целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психологопедагогических и психогигиенических мероприятий.

К ним относятся следующие:

  • ограничение доступа к алкоголю и уменьшение предложения, особенно для подрастающего поколения;
  • выявление ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголю, установление психологического заслона;
  • проведение регулярной ненавязчивой грамотной антиалкогольной пропаганды всеми доступными средствами массовой информации (телевидение, радио, пресса) с привлечением специалистов и «потерпевших», вышедших из данного состояния (болезни);
  • реализация дифференциального индивидуального подхода к комплексному лечению алкоголизма;
  • принятие юридически обоснованных мер ограждения детей от пагубного влияния их родителей-алкоголиков.

Программы по борьбе с алкоголизмом. Как утверждают специалисты, единственная реалистическая цель для любого человека, имеющего проблемы с алкоголем, — полный отказ от спиртных напитков. Отказ от спиртного должен быть постоянным.

Нет методов быстрого лечения алкоголизма. Путь к выздоровлению может быть долгим и трудным, но затраченные усилия в конце концов вознаграждаются. Для сохранения трезвости обычно необходимы некоторые формы постоянной поддерживающей терапии.

Существует несколько типов реабилитационных программ по борьбе с алкоголизмом. Хотя в каждой лечебной программе есть свои особенности, большинство из них можно отнести к одной из следующих категорий.

1. Краткосрочная детоксикация. Такие программы позволяют алкоголику в течение нескольких дней пройти детоксикацию (протрезвление и преодоление физической зависимости) и курс лечения. Тем, у кого отмена алкоголя протекает в тяжелой форме (включая возможность судорог) и у кого есть другие проблемы со здоровьем, обеспечивается медицинская помощь. По завершении процесса детоксикации (обычно это занимает не более пяти дней) клиент покидает медицинский центр. Далее ему предлагают вступить в одну из последующих программ и оказывают в этом помощь. Все это организуется обычно еще до того, как больной выписывается.

2. Реабилитационные программы на базе больниц. Хотя каждая программа уникальна в своем роде, программы на базе больниц обычно включают детоксикацию индивидуальную, а также групповую психотерапию. Одной из таких программ является совместная американско-российская система ДЕТОКС, функционирующая в Москве. Некоторые используют методы поведенческой терапии, в частности выработку отвращения к спиртному. Программы, дающие лучшие и долговременные результаты, обычно приводят своих клиентов к «Анонимным алкоголикам».

3. Программы на основе социальной модели. В отличие от программ, реализуемых на базе больниц, программы социальной модели реализуются по месту жительства и рассматривают алкоголиков как членов небольшого демократического сообщества, которое включает других жителей и практикующих врачей. В их распоряжении могут быть средства, позволяющие справиться с более острой фазой реабилитации — детоксикацией. Но основное направление этих программ — выработка социально приемлемого поведения и эффективное взаимодействие с другими.

4. Амбулаторное консультирование может начинать и завершать лечение алкоголизма. Оно, как правило, включает сеансы индивидуальной или групповой психотерапии. Выздоравливающим алкоголикам нужно научиться справляться с многими проблемами. Необходимо совершенно заново устроить свою жизнь, найти новые формы взаимоотношения с людьми (в эту область консультирования могут быть включены супруги и дети алкоголиков). Протрезвление оставляет пустое место в жизненном пространстве, занятом ранее алкоголем. Внезапно появляется много свободного времени, которое трезвый человек должен уметь занять. Кроме того, необходимо решить вопрос с алкогольной зависимостью, поскольку существует опасность перейти от одного вида зависимости (алкогольной) к другому (любое другое компульсивное поведение). Таким образом, если алкоголизм создавал массу проблем, то к трезвости бывшему алкоголику нужно приспособиться.

5. «Анонимные алкоголики» (АА). Начало этой оригинальной программы было положено в 1935 г. в Экроне (штат Огайо, США).

На сегодняшний день программа АА охватывает более миллиона активных членов по всему миру и признана наиболее эффективной на пути к долговременной трезвости. Успех АА породил множество аналогичных программ: «Анонимные кокаинисты», «Анонимные наркоманы» и «Анонимные обжоры». В США собрания АА проводятся на всей территории страны. У общества очень свободные правила, и единственное требование к члену АА — желание перестать пить. В больших городах собрания проводятся отдельно для молодых людей, женщин, некурящих и т.д. Атмосфера собраний спокойная, без какого-либо намека на угрозу, новых членов всегда встречают приветливо. Разрешают любому (не спрашивая имени) просто посидеть на собрании и послушать.

Программа «Двенадцать шагов» имеет один из самых лучших показателей в борьбе с химической зависимостью. Суть программы впервые была изложена в опубликованной в США в 1939 г. книге «Анонимные алкоголики». 100 членов общества «Анонимные алкоголики» описывают тот путь, который они к тому времени прошли, чтобы стать трезвенниками. Возможно, успех этого подхода объясняется тем, что он разработан не учеными-теоретиками, а бывшими алкоголиками.

Итак, алкоголизм является важнейшей проблемой, связанной со злоупотреблением наркотическими веществами. Алкоголизм — это подлинная трагедия человечества: он приводит к разрушению личности, семьи и общества.

Поскольку невозможно полностью исключить употребление студентом алкоголя, следует свести его к очень умеренному потреблению хороших напитков на торжествах (в количествах, не вызывающих отравления и привыкания). Такое потребление спиртного может рассматриваться «житейской нормой» и не возбраняется.

В работе рассмотрены теоретические аспекты возникновения, распространения и профилактики социальных болезней, дана характеристика социальных болезней, рассмотрена система профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом и табакокурением среди подростков.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)

КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ, АЛКОГОЛИЗМА, ТАБАКОКУРЕНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Тема: «Проблема табакокурения и алкоголизма среди молодежи и ее профилактика»

студент группы Т-01

  1. Глава 1. Теоретические аспекты возникновения, распространения и профилактики социальных болезней

1.1. Характеристика социальных болезней (наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания)

1.2 Сущность профилактики

  1. Глава 2. Профилактика социальных болезней у подростков

2.1 Система профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом среди подростков.

2.2 Система профилактических мероприятий по борьбе с табакокурением среди подростков

Подростковый возраст – это период перехода от детства к взрослому состоянию. В этом возрасте происходят значительные изменения в физиологической сфере человека, в эмоционально-личностной и психологической. Как таковых «легких» подростков просто не существует. Подросток «труден» как для окружающих, так и для себя самого. В этом возрасте происходит взросление: развивается самосознание, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления, формируется мировоззрение человека и т.д. Из всего этого многие ведущие психологи на первое место ставят чувство взросления и развитие самосознания, самоидентификацию.

Для подросткового возраста характерна смена деятельности. На первый план выходит уже не учеба, а общение со сверстниками. К сожалению, у многих подростков оказываются не сформированными базовые социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться, неумением слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.

Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций – реакцией эмансипации (которая может иногда выступать в форме детского негативизма), реакцией группирования со сверстниками, реакцией подражаний, развитием хобби и т.д.

Особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст оказывается периодом риска начала употребления табака и алкоголя. Лечение уже развившихся социальных заболеваний — процесс трудный и до сих пор недостаточно эффективный. Как и при любом заболевании, профилактика может оказаться гораздо продуктивнее любого лечения.

Первое употребление алкоголя и сигарет часто происходит именно в подростковом возрасте. Нередко из любопытства, в компании, из желания доказать свою «взрослость», быть «как все». Часть тех, кто подростком попробовал алкоголь и табак, в дальнейшем продолжает их употреблять, образуя группу риска для развития зависимости.

Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении именно профилактических мероприятий по предотвращению форм делинквентного поведения.

Так как во многом причиной начала употребления алкоголя и табака лежат в социально-психологических сложностях подросткового возраста, психологических проблемах процесса взросления, то и профилактика этих явлений ставит во главу угла помощи подростку именно развитие определенных социально-психологических навыков.

Глава 1. Социальные болезни

Характеристика социальных болезней (табакокурение, алкоголизм).

Социальные болезни – болезни, возникшие под влиянием неблагоприятных условий социально-экономического строя. К социальным болезням относят: наркоманию, алкоголизм, табакокурение, токсикоманию и др. Рассмотрим лишь небольшую часть социальных болезней.

Табакокурение (или просто курение) – вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет. Одна из самых распространенных социальных болезней, иногда приводит к серьезным нарушениям здоровья.

Родиной табака считают Южную Америку, откуда он был завезен испанцами в XVI веке. Вначале табак употребляли, нюхая его, или для жевания, но постепенно стали применять для курения, при котором особенно действует основа табака – никотин. Никотин оказывает слабое возбуждающе действие на центральную и периферическую нервную систему, повышает кровяное давление, сужает мелкие сосуды, учащает дыхание, повышает секрецию пищеварительной системы. Помимо никотина, опасны и продукты сгорания табака. Вдыхание дыма, содержащего продукты сгорания табака, уменьшает содержание кислорода в артериальной крови, вызывает раздражение слизистой оболочки бронхов, приводящее затем к хроническому бронхиту и постепенному развитию эмфиземы легких. Курильщиков всегда беспокоит кашель. Табачный дым опасен и для некурящих. Пребывание в накуренном помещении (пассивное курение) особенно неблагоприятно действует на здоровье детей.

Курение табака – частая причина возникновения злокачественных опухолей полсти рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной личность курильщика, а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос. Действие никотина особо опасно в юности и старческом возрасте, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию.

Вред табакокурения настолько значителен, что в ряде стран введены меры, направленные против табакокурения. Многие курильщики считают, что, прекратив курить, можно заболеть. Это неверно: отказ от яда никогда не вреден. Распространено мнение, что с прекращением курения человек полнеет. Действительно, в первые недели имеется прибавка в весе за счет снижения активности общего обмена; в дальнейшем обмен восстанавливается. Курящие люди умственного труда считают, что курение помогает концентрации внимания и решению интеллектуальных задач.

При достаточном желании отвыкнуть от курения табака нетрудно даже после многих лет его употребления. Обычно в течение 3-5 дней после прекращения курения отмечается чувство неудовлетворенности, некоторая раздражительность, легкое расстройство сна, временное повышение аппетита, редко головные боли. В ряде случаев отвыкнуть помогает врач-норколог, использующий медикаменты и психотерапию. Самостоятельно принимать такие медикаменты опасно, так как все они обладают стимулирующими свойствами и могут вызвать нарушения сердечной деятельности.

Алкоголизм – наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. При алкоголизме происходит деградация человека как личности; потеря своего внутреннего «Я».

В повседневной жизни алкоголизмом также может называться простое влечение к употреблению алкогольных напитков, при котором притупляется способность распознавать негативные последствия употребления алкоголя.

Употребление алкоголя вызывает алкоголизм (что следует по определению), но это не означает, что любое использование алкоголя ведет к алкоголизму. Развитие алкоголизма сильно зависит от объема и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма. Некоторые люди подвержены большему риску развития алкоголизма ввиду специфичного социально-экономического окружения, эмоциональной и/или психической предрасположенности, а также наследственных причин.

Алкоголизм характеризуется сильной психической и физической зависимостью от алкоголя (алкогольная зависимость). Алкоголизм, как патология, проходит несколько этапов развития, которые характеризуются постепенным увеличением алкогольной зависимости, уменьшением возможности самоконтроля в отношении употребления спиртных напитков, а также прогрессивным развитием различных соматических нарушений, вызванных хронической интоксикацией алкоголем.

Наиболее простая дифференциация алкоголизма основывается на присутствии клинических и психических признаков алкогольной зависимости, а также частоте и количестве употребляемого алкоголя.

Различают следующие группы лиц:

  • Лица не употребляющие алкоголь.
  • Лица умеренно потребляющие алкоголь.
  • Лица злоупотребляющие алкоголем (развитие алкогольной зависимости).
  • Без признаков алкоголизма.
  • С начальными признаками алкоголизма (утрата ситуационного и дозового контроля, запои).
  • С выраженными признаками алкоголизма (регулярные запои, поражение внутренних органов, психические нарушения, свойственные алкоголизму).

Из вышеприведенной классификации можно заметить, что алкогольная зависимость развивается от случайных эпизодов употребления алкоголя до развития тяжелого алкоголизма.

В развитии алкоголизма различают продром и три основные стадии:

«Продром» считается «нулевой» стадией алкоголизма – на этом этапе еще нет болезни, но присутствует «бытовое пьянство». Человек употребляет спиртные напитки «по ситуации», как правило, с друзьями, но редко напивается до потери памяти или до иных тяжелых последствий. Пока стадия «продрома» не перешла в алкоголизм, человек сможет без вреда для своей психики прекратить употребление алкогольных напитков на любое время. При продроме человек в большинстве случаев равнодушно относится к тому, будет ли в ближайшее время выпивка, или не будет. Выпив в компании, человек, как правило, не требует продолжения, и не выпивает затем самостоятельно.

На первой стадии алкоголизма больной часто испытывает труднопреодолимое желание употребить алкоголь. При невозможности употребления спиртного чувство влечения на время проходит, однако в случае употребления алкоголя контроль по отношению к количеству выпитого резко падает. На этой стадии заболевания состояние опьянения нередко сопровождается чрезмерной раздражительностью, агрессивностью, и даже случаями потери памяти в состоянии опьянения. У алкоголика пропадает критическое отношение к пьянству и появляется тенденция оправдать каждый случай потребления алкоголя. Первая стадия алкоголизма постепенно переходит во вторую.

На второй стадии алкоголизма значительно возрастает выносливость к спиртному. Влечение к спиртному становится более сильным, а самоконтроль слабеет. После употребления даже малых доз спиртного больной теряет способность контролировать количество выпитого. В пьяном состоянии он, как правило, ведет себя непредсказуемо и порой опасно для окружающих.

На третьей стадии алкоголизма выносливость к алкоголю падает, а потребление алкоголя становится практически ежедневным. Наблюдается значительная деградация личности больного с необратимыми изменениями психики. Нарушения со стороны внутренних органов нарастают и становятся необратимыми (алкогольный гепатит, алкогольная энцефалопатия и др.).

1.2 Сущность профилактики

Основной задачей борьбы с социальными болезнями у подростков является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни.

Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и всемерное укрепление здоровья.

Сегодня профилактика представляет собой систему комплексных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья людей. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения болезней. Вторичная профилактика подразумевает меры по задержанию развития болезни. Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путем реабилитационных мер.

Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, которая является наиболее массовой и эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияний условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния провоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.

Предложено также иное разделение профилактики на первичную, вторичную и третичную в зависимости от поля деятельности. К первичной профилактике относят все, что адресовано ко всему населению (от системы запретов и наказаний до санитарного просвещения), вторичная профилактика направлена на выявление групп риска, а третичная – непосредственно на злоупотребляющих лиц. Одной из важнейших проблем профилактики является консолидация усилий ведомств и учреждений, так или иначе имеющих к ней отношение.

В этой связи необходимо прояснить позиции участников профилактического процесса. Во-первых, это организации, которые объединяются под руководством одного курирующего ведомства. Выделение главного элемента в профилактической структуре позволяет оптимизировать деятельность всей системы, четко определить объем и направление усилий, сформулировать ожидаемые результаты, выделить ответственных на отдельных этапах. Целесообразным будет создание нового органа, который возложит на себя подобные функции и сможет объективно проанализировать возможности каждой подведомственной организации в реализации профилактической программы, скорректировать ее для различных возрастных и социальных групп.

Во-вторых, это собственно те, на кого направлены профилактические мероприятия, т.е. население в широком смысле слова. Ответственное отношение организаторов профилактики к своим действиям позволит сформировать подобное отношение у участников профилактики, которое обеспечит оптимальный уровень мотивации и исключит потребительское отношение к проводимым мероприятиям. Взаимная заинтересованность обеих сторон в процессе дает право рассчитывать на больший результат.

Таким образом, вышеупомянутые социальные болезни наносят непоправимый вред здоровью подростков, так как именно в подростковом возрасте велик соблазн все попробовать самому. Не зря наркоманию, алкоголизм и табакокурение называют «болезнями века». Учеными доказано, что возникновение пагубных пристрастий напрямую связано с социальной незащищенностью подростков: неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие возможности занять себя чем-то полезным в свободное от учебы время, конфликты в семье и др. Для профилактики социальных болезней у подростков разработана система профилактических мероприятий.

Глава 2. Профилактика социальных болезней у подростков

2.1 Система профилактических мероприятий по борьбе с алкоголизмом среди подростков.

Беседы, лектории по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, консультации специалистов, дни открытых дверей, конкурсы плакатов, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на формирование у детей и подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок. При всем многообразии форм профилактической деятельности, основное направление программы – профилактические беседы.

Консультирование является одной из основных форм работы с детьми и родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики.

Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса Муниципального образовательного учреждения и коррекции девиантного поведения.

Данный проект работы по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков является вариативным, так как его содержание может быть дополнено в ходе реализации.

Проект состоит из следующих разделов.

1. Законодательно-нормативная база для организации системы профилактической работы.

2. Система профилактических мероприятий:

семинары и тренинги по повышению мастерства специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) в области профилактики наркомании и алкоголизма;

просветительские семинары для педагогов; просветительские родительские собрания;

тренинговые занятия и тематические классные часы для учащихся 1–11-х классов.

3. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня осведомленности и отношения к проблеме наркомании (тесты, анкеты-опросники).

4. Проведение конкурсов творческих работ учащихся. Индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела (выпуск газет, изготовление плакатов, съемка видеороликов, конкурс актерского мастерства).

5. Участие в городских конкурсах профилактической направленности.

6. Проведение спортивных и развлекательных мероприятий под знаком пропаганды здорового образа жизни.

7. Семинары и лекции приглашенных специалистов.

8. Система информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы (оформление переносных стендов; классных уголков) и методические рекомендации.

2.2 Система профилактических мероприятий по борьбе с табакокурением среди подростков.

Профилактика табакокурения среди подростков должна начинаться, когда стереотипы поведения и мышления ещё не сформировались. Когда ещё нет стойкой табачной зависимости. Только в случае такого подхода, можно надеяться на какой-то положительный результат.

В нашей стране практически не проводится профилактика табакокурения среди подростков, скорее наоборот имеются все условия и возможности, чтобы начать курить. Идёт пропаганда не здорового образа жизни, а стиля жизни, где главный девиз «бери от жизни всё». И такой стиль жизни широко пропагандируется посредством рекламы, кинематографа, телевидения. На фоне этого слабые попытки внедрить в общественное сознание ведение здорового образа жизни, кажутся примитивными.

Профилактика табакокурения среди подростков – это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья всей нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхо-лёгочных заболеваний, рака лёгких и других болезней.

Чтобы профилактика табакокурения среди подростков была полной, она должна проводиться в двух направлениях:

  • Первичная профилактика табакокурения;
  • Вторичная профилактика табакокурения.

Первичная профилактика табакокурения. Меры первичной профилактики направлены на предотвращение начала курения. Первичная профилактика табакокурения среди подростков должна осуществляться на уровне семьи и школы. В семье закладываются основы ведения здорового образа жизни, родители формируют у детей правильное (негативное) отношение к вредным привычкам. Школа также выполняет данные функции. На уровне школы должны проводиться не только просветительные мероприятия, рассказывающие о вреде курения, но и наглядные демонстрации последствий курения.

Вторичная профилактика табакокурения.

Данное направление профилактики способствует прекращению курения у тех подростков, которые уже курят.

Чтобы меры вторичной профилактики оказались действенными нужно выявить индивидуальные особенности курения каждого конкретного подростка. Только после этого дальнейшая профилактическая работа будет эффективной.

К методам вторичной профилактики можно отнести индивидуальную консультацию психолога и обучение подростков методам релаксации. На индивидуальной консультации психолог должен помочь подростку сформировать твёрдую мотивацию к отказу от курения. Знание методов релаксации поможет подростку руководить своим эмоциональным состоянием, научит расслабляться в различных стрессовых ситуациях. Это будет способствовать более лёгкому отвыканию от привычки – снимать эмоциональное напряжение курением.

Также к методам вторичной профилактики относятся групповые тренинги-дискуссии, на которых подростки закрепляют полученную от психологов информацию (вести здоровый образ жизни, методы защиты от давления сверстников).

Сложившаяся в стране и в мире ситуация со значительным употреблением подростками алкоголя, наркотиков, табака и других психоактивных веществ оказывает негативное воздействие практически на все сферы жизни общества и весьма неблагоприятно отражается на здоровье населения – увеличивается количество неблагополучных семей, падает уровень рождаемости, снижается трудовой потенциал населения.

Проблема социальных болезней подростков сложна. Она может быть решена лишь в результате комплекса различных мероприятий: экономических, воспитательных, организационных, правовых, медицинских.

Изучив специфику и пути решения проблем профилактики социальных болезней подростков, можно сделать вывод, что содержание профилактических мероприятий должно определяться характером тех причин и условий, которые ещё способствуют сохранению в нашем обществе социальных болезней и которые надо устранить или нейтрализовать.

Исследование показало, что подростки достаточно информированы о вреде алкоголя, но уверены, что конкретно их здоровью вред нанесён не будет. Однако, после проведения профилактического мероприятия, в два раза увеличилось число подростков, осознающих вред алкоголя для себя. Исходя из этого, можно сделать вывод, что профилактика социальных болезней у подростков окажет необходимое воспитательное воздействие лишь при условии, если разъяснение и убеждение будут подкреплены наглядными примерами. Если профилактика будет своевременной, то удастся достичь ещё большего положительного эффекта и избежать проблем социальных болезней в обществе в целом. Также, в ходе исследования выяснилось: подростки более осуждают сверстников за нежелание «покурить» с ними, чем поощряют данное нежелание. Ситуация изменилась после проведения профилактического мероприятия: уважение к отказавшемуся от сигареты стали испытывать более половины опрашиваемых. Следовательно, при формировании нетерпимого, осуждающего отношения общества к социальным болезням, в частности, к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, возможно снижение числа подростков, делающих это «за компанию», что станет ещё одной ступенью на пути к преодолению социальных болезней у подростков и в обществе в целом. Прежде всего, необходимо обратить серьёзное внимание на организацию быта и досуга подростков, развитие их культурных интересов. Ведь наркомания, алкоголизм, курение тесно связаны с неумением человека занять себя интересным делом, с бессодержательным времяпрепровождением. Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени – всё это противостоит развитию социальных болезней. А утверждение здорового образа жизни – важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать её решению – долг всех людей. В целях защиты здоровья, предупреждения формирования социальных болезней и нравственной деформации личности подростков целесообразно тщательно следить за соблюдением ограничения продажи сигарет и алкоголя несовершеннолетним, а так же запретить рекламу этих товаров. Борьба с социальными болезнями – крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя, табакокурения, особенно для детского подросткового организма, доказан. Даже малые дозы этих веществ могут стать причиной несчастий: травм, автокатастроф; лишения работоспособности; распада семьи; утраты духовных потребностей и волевых черт; заболеваний и даже смерти. А значит, необходимо сделать всё возможное, чтобы не допустить социальных болезней подростков. При условии систематической профилактической работы можно предупредить проявления социальных болезней подростков на ранней стадии их развития, в дальнейшем можно избежать проблем социальных болезней в обществе в целом.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средстваз и психотропных веществах» (Введен в действие с 15 апреля 1998г).
  2. Материал для проведения выступлений по проблемам наркомании среди несовершеннолетних. – ООР УИМ и ППН МОБ УВД.
  3. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды / А.О. Шпаков.– С.-П.: Зенит, 2000. –363с.
  4. Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции: Сборник научно-методических трудов / Под общ. ред. Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. – 108 с.
  5. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.Н. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография. – М.: МПА, 2001. – 213с, с.76
  6. Битенский В.С. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 2004
  7. Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. – Казань, изд-во Казанского университета, 1989.
  8. Валеология: Учебник для вузов/ В.П. Соломин, Л.Г. Стамова. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416с.
  9. Волков С. Проблемы школьников // Основы безопасности жизни. – 2004. – №9. – С. 40.
  10. «Вред курения»- anti-smoking 22.10.07
  11. Дементьева И.Ф. Подростки и наркотики. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.
  12. Иванова Ж.Е. Социология девиантного поведения. – М., 2000.
  13. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография. – Ульяновск: УИППРО, 2003. – 208с.
  14. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков. – Минск, Вышешая школа, 1989.
  15. Латышев, Г.В., Бережная, М.А. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. — М.: Медицина, 1999. -158 с.
  16. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.
  17. Минко А.И. Алкогольная болезнь : Новейший справ. М.: Эксмо, 2004
  18. Мороз О. Группа риска. – М.: Просвещение, 2000.
  19. Организация мероприятий по профилактике наркомании. – Санкт-Петербург, 1997.
  20. Организация работы по профилактике наркомании и токсикомании среди подростков Ульяновской области: Методические рекомендации в помощь.
  21. Пауков В.С. Алкоголизм и алкогольная болезнь// Тер. Арх. – 2001.– №2. – С. 65 – 67
  22. Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах Ульяновска: социологический очерк / Под редакцией Е.Л. Омельченко. – Ульяновск: УлГУ, 1999. 118 с.
  23. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологического тренинга. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
  24. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения, М, 1995 – 124 с.
  25. Фридман Л.С. Наркология М. 2000
  26. Что такое токсикомания. М., 1993.
  27. Эдеймиллер Э.Г., Юстицкий В.К. Использование игровой психотерапии для коррекции нарушений поведения у подростков // Психогигиена и психопрофилактика / под ред. М.М. Кабанова. – М., 1983.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с. Александров Гай Александрово – Гайского муниципальног района

Заместитель директора по ВР

_____________Крупнова М. В.

Директор МБОУ СОШ №3

_________Разуваева Л. Н.

по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

Автор: Чурикова Н.К.

с. Александров Гай 2015

У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании — вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.

Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.

В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений.

Программа профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении

Проблема профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании, повышения духовного образовательного уровня, пропаганды здорового образа жизни среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении вызывает интерес как на государственном уровне, так и на общественном уровне.

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Чем выше приоритет здоровья в обществе, духовная культура человека, тем выше уровень культуры здорового образа жизни каждого его члена. Для повышения духовного образовательного уровня, пропаганды здорового образа жизни и профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении необходимо создать мощную здоровьесберегающую и профилактическую среду.

Исходя из этого в целях обеспечения единого подхода к формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся – физического и нравственного в нашем лицее мною разработана программа по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что сегодня в мире потребление табака, спиртных напитков и наркотических веществ характеризуется огромными цифрами. Ужасающими они являются особенно среди подрастающего поколения.

Целью программы является ф ормирование здорового образа жизни школьников, профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

Сформировать активное негативное отношение школьников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;

Углубить и систематизировать знания школьников о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;

Раскрыть негативные последствия употребления никотина, алкоголя и наркотиков;

Приобщить учащихся к здоровому образу жизни;

Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.

Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.

Для достижения данных целей и задач, развития у старшеклассников устойчивого негативного отношения к табакокурению, алкоголизму и наркомании, разнообразия форм проведения профилактических занятий в программе предусмотрены игровые методы. Игра — понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра — естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Так, игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение и игру — воспитание.

Кроме игровых методов в ходе реализации программы используются следующие формы и методы социально-педагогической работы, среди которых:

Создание антирекламных роликов, плакатов, проектов

Использование современных компьютерных технологий и мультимедиа

Мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании пробуждают интерес, желание узнать еще больше по каждому конкретному вопросу, помогает учащимся ориентироваться в выборе своего поведения и отказе от вредных привычек.

В процессе реализации программы по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании среди учащихся предусмотрено систематическое оценивание знаний и умений школьников. Это тестирование, самостоятельная работа, создание листков – памяток, брошюр, проектов, защита научно-исследовательских работ в виде стендового доклада, устного доклада, сопровождающегося презентацией.

Эффективность данной программы оценивается анкетным опросом в начале и конце года, выраженным интересом учащихся к изучаемому вопросу, количеством и качеством выполненных творческих работ. В процессе социально-педагогической работы по профилактике табакокурения, алкоголя и наркомании среди учащихся формируются знания и умения необходимые в дальнейшем при взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, семьей, школой и обществом в целом.

по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

на 2014-2015 учебный год

Совещание при директоре о состоянии профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

директор школы, зам. директора по ВР, социальный педагог

Планирование и организация совместной работы по профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

в течение всего учебного года

зам. директора по ВР, социальный педагог

Анализ заполняемости спортивного зала во внеурочное время.

зам. директора по ВР

Вовлечение учащихся во внеурочную занятость, в целях профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

зам. директора по ВР, социальный педагог

Организация в период каникул занятости обучающихся в целях профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

зам. директора по ВР,

Совместные профилактические акции и рейды.

по плану комитета по делам молодёжи

инспекторы КДН, ПДН, службы защиты

Проведение месячников и дней профилактики с целью оказания помощи детям.

социальный педагог, зам. директора по ВР

Организация совместной работы со специалистами по профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

социальный педагог, инспекторы КДН, ПДН

Организация и проведение спортивных, культурно – массовых мероприятий в целях привлечения к участию в них подростков.

учителя физкультуры, педагоги дополнительного образования

Проведение родительского всеобуча по вопросам профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

по плану родительских собраний

зам. директора по ВР, инспектор КДН, ПДН, социальный педагог, психолог

Составление индивидуального плана психолого – педагогического сопровождения детей, состоящих на учёте в КДН, ПДН.

социальный педагог, психолог

Индивидуальная работа с обучающимся, совершившими правонарушение.

в течение всего учебного года

инспектор КДН, ПДН, социальный педагог, психолог, кл. рук.

Оформление уголка «Закон и порядок».

Организация психологического консультирования детей, имеющих вредные привычки.

в течение всего учебного года

зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Организация и проведение тренинговых занятий с обучающимися.

в течение всего учебного года

Практика проводимых мероприятий показывает, что программа по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников пробуждает у них негативное отношение к табакокурению, алкоголизму и наркомании, развивает интерес к здоровому образу жизни, повышает духовный уровень и гражданскую позицию против вредных привычек.

Особенностью программы по профилактике табакокурения алкоголизма и наркомании среди старшеклассников является систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. Главное правило воспитательной социально-педагогической работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек в общеобразовательных учреждениях заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно объяснить детям, какой вред здоровью могут принести курение, алкоголь и наркотики, показать негативные примеры употребления данных веществ и преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, здоровьесберегающей культуры учащегося, но и устойчивого интереса к своему здоровью, своему окружению, семье, обществу.

Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях: Книга для всех. – М.: Бином-Спб: Невский диалект, 1999.

Большая медицинская энциклопедия. – М: «Просвещение», 2003.

Веселковская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики. Свойства, действие, фармакокинетика, метаболизм. Пособие для работников наркологических больниц, наркодиспансеров. – М.: Триада- Х, 2000.

Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков.- Врачи предупреждают. – М.: Изд-во Центрополиграф, 2000.

Дубровский В.И. Валеология: здоровый образ жизни: Учебник, 1999.

Здоровый образ жизни или вредные привычки.- Уч.пособие. Смоленск.-2003

Макаревич А. Занимательная наркология: — М.: Махаон, 2006.

Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости / Под ред. А.Н.Гаранского. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000.

Нестеренко А.В., Долженко И.С., Егоров А.Г., Степанов Ф.Г. Основы сексологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1998. – с.109-120.

Подвижные игры как средство борьбы с распространением вредных привычек (наркомания среди школьников).Смоленск- 2003.

Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов на Дону: Феникс, 2000

Соковня-Семеновна И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с.108–121.

Физиологические основы оздоровительной тренировки в профилактике ПАВ.-Уч.пособие.Смоленск.-2004.

Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М.: Российское педагогическое агенство, 1997.

Источники: http://www.grandars.ru/college/medicina/profilaktika-alkogolizma.html, http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/03/22/profilaktika-tabakokureniya-i-alkogolnoy-zavisimosti-u-podrostkov, http://infourok.ru/programma-po-profilaktike-tabakokureniya-alkogolya-i-tabakokurenii-703139.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *